Очевидно, что в феврале-марте 2022 года украинская армия готовилась к наступлению на Донбасс. К началу военной спецоперации на границах Луганской и Донецкой республик было сосредоточено порядка 150 тысяч украинских военных. Была сосредоточена бронетехника, артиллерия, системы ПВО, беспилотники, огромное количество боеприпасов. Начало специальной военной операции практически сорвало блицкриг, который планировал провести украинский режим.
Когда начиналась спецоперация, мы считали, что украинское общество лишь частично заражено вирусом фашизма, что в рядах украинской армии не все исповедуют эту идеологию. Было мнение, что с украинскими военными можно было договориться, убедить их сложить оружие. Можно вспомнить тот факт, что в начале СВО мы предупреждали ВСУ о планирующихся ударах по военной инфраструктуре. Также была надежда на граждан Украины. Мы считали, что они поймут и примут цели нашей операции. Возможно, сами снесут киевский режим.
Но первые дни кампании показали, что болезнь нацизма на Украине находится в весьма запущенной форме и методы для ее излечения необходимы крайне жесткие. В том числе и поэтому СВО изначально пошла не по тому сценарию, который планировался. Вместо нескольких недель конфликт продолжается уже год.
В первые дни спецоперации выяснилось, что ВСУ имели в своем арсенале гораздо больше оружия, чем это официально утверждалось. Кроме того, все управление ВСУ велось из штабов НАТО в Европе. НАТО предоставило все разведданные о передвижениях и действиях нашей армии. На ВСУ стала работать в том числе вся космическая разведка коллективного Запада. Это позволяло украинским военным гибко маневрировать, наносить удары по нашим подразделениям и гражданской инфраструктуре. Стало ясно, что первоначальный замысел операции оказался не совсем удачным, и нужно было принимать решение по ее изменению.
Первая фаза СВО характеризовалась, с одной стороны, затяжными позиционными боями на Донецком направлении, с другой - быстрыми прорывами на Херсонском, Запорожском, Харьковском, Николаевском, Черниговском направлениях, а также молниеносной десантной атакой под Киевом.
Таким образом у нас появилась растянутая линия боевого соприкосновения, которая составляла около 1200 километров. Чтобы эту линию защищать, нужно было выстраивать эшелонированную оборону, но сил и средств для этого, мягко говоря, не хватало. Поэтому первая фаза СВО закончилась тем, что часть войск была выведена из ряда украинских областей в ЛНР и ДНР и на южное направление.
Вторая фаза СВО была обозначена как освобождение укрепрайонов, которая украинская армия соорудила на Донецком направлении. Началась битва за Донбасс. Здесь на военные расклады существенно повлияла битва за Мариуполь, который украинская армия превратила в настоящую крепость. Киевский режим объявил, что город будет держаться до последнего. Однако Мариуполь был освобожден, и в плен сдались элитные подразделения украинских фашистов.
Далее Российская армия сдерживала атаки ВСУ, которые пытались прорваться на различных направлениях. Осенью 2022 года украинским военным удалось провести тактическую атаку на Харьковском направлении и, прорвав нашу оборону, сместить линию боевого соприкосновения за пределы области. Были захвачены такие крупные города, как Балаклея и Изюм. Благодаря нашим контрударам и стойкой обороне ВСУ не удалось развить успех и продолжить свое наступление. Восстановилось зыбкое равновесие.
Осенью командовать нашей группировкой был назначен генерал Суровикин. Одной из его главных задач стало укрепление линии боевого соприкосновения. Кроме того, генерал принял непростое решение по выходу из Херсона. Оборона города привела бы к охвату нашей группировки, находящейся на правом берегу Днепра, и неоправданным потерям войск.
Дальнейшие действия нашего командования по укреплению обороны не позволили ВСУ добиться прорывов и тактических успехов. В России была объявлена частичная мобилизация.
Еще раз хочу подчеркнуть, что все тактические успехи ВСУ в первую очередь связаны с военной помощью, которую Украине оказывает коллективный Запад. Регулярные совещания на немецкой базе Рамштайн сводятся к одному - какими силами и средствами можно победить Россию. НАТО начало предоставлять ВСУ свою технику и боеприпасы. На Украину пошли в том числе дальнобойные самоходные артиллерийские установки и гаубицы, а также системы залпового огня "Хаймарс". ВСУ была поставлена задача - воевать с Россией на истощение. Такая стратегия, в которую также были включены экономические санкции, должна была подорвать нашу экономику и привести к распаду страны.
Однако к концу года Запад уже сам стал не в состоянии поддерживать Украину теми же объемами военной техники и боеприпасов.
Цифры потерь ВСУ, которые приводит даже не наш Генштаб, а израильская разведка, очень масштабны. За время проведения СВО количество убитых и раненых украинских военных приближается к 260 тысячам. Если говорить о потерях вооружений, то только одной военной бронированной техники было уничтожено свыше 16 тысяч единиц.
Еще один итог операции - за время СВО наша армия получила бесценный военный опыт. На командном уровне устраняются те пробелы, которые были на начальном этапе СВО. В частности, сейчас войска активно насыщаются беспилотниками, армия получает современную боевую технику, высокоточные снаряды. Началось возведение эшелонированных, многоуровневых линий обороны по всей линии боевого соприкосновения.
В свою очередь, ВПК Украины исчерпал свой ресурс, и сейчас ВСУ полностью зависит от Запада. Однако у Запада запасы почти исчерпаны. Последнее совещание на базе Рамштайн закончилось общими фразами, смысл которых сводится к одному - Украина должна экономить боеприпасы и бережнее относиться к технике.
Вместе с тем ВСУ должны проводить успешные военные операции, на основании которых украинская армия и будет получать новые вооружения.
Сейчас для Российской армии, которая нарастила свое преимущество в технике, личном составе, складывается очень удачная ситуация.
Эти меры позволяют добиваться тактических и оперативно-тактических успехов и продвигать линию боевого соприкосновения сначала до юридических границ ДНР.
Конечно, сейчас имеется множество факторов, которые влияют на наше наступление. НАТО ведет активную космическую разведку, чтобы понять, откуда ожидается основной удар.
Главная задача нашего командования - переиграть западных стратегов. Не дать понять, какое направление для удара будет главным. Сейчас мы держим в напряжении всю линию обороны ВСУ.
Украинская армия уже технически не может держать большую группировку войск на всей линии боевого соприкосновения. Резервы постоянно перебрасываются с места на место. Кроме того, ВСУ сейчас попали в сильную переделку в Артемовске, где постоянно перемалывается их личный состав и техника ВСУ. "Бахмутская мясорубка", как называют эти бои украинские СМИ, сейчас оттягивает основные резервы ВСУ. На Украине было проведено 6 волн мобилизации, которые поставили под ружье от 700 тысяч до миллиона человек. Как правило, мобилизованные не имеют никакой военной подготовки и бросаются в бой как пушечное мясо.
Сейчас все зависит от того, какие решения будут приняты нашим командованием по проведению наступательных операций, где именно их лучше всего провести.
Вместе с тем можно сказать, что к концу 2022 года подробный план операции был разработан Генштабом, одобрен министром обороны и утвержден Верховным главнокомандующим.
Теперь мы выжидаем время, чтобы использовать тактику внезапности для начала масштабного наступления. ВСУ не смогут выдержать нашего удара, прорыв на нескольких участках приведет к коллапсу украинской армии и позволит нам выйти на оперативный простор, где сопротивление ВСУ будет не таким масштабным.
Подготовил Александр Степанов