Объяснить эту статистику газета не смогла, но предположила, что дело в различных условиях доступа на рынок труда. Немецкий эксперт по труду Томас Либиг в интервью изданию Wirtschaftswoche также не смог дать однозначного объяснения, но предположил, что причин может быть как минимум две. Первая заключается в том, что многие беженцы еще проходят курсы по интеграции и изучению языка и пока не ищут работу. Вторая связана с высоким средним уровнем образования и квалификации украинцев. По данным немецкого Института исследований рынка труда, 72 процента из них имеют высшее образование, и, как отмечает Либиг, поиск подходящей работы для таких кадров "занимает несколько больше времени".
В Германии существует такое понятие как "чрезмерная квалификация", подразумевающее, что образование и навыки претендента на рабочее место выше, чем необходимо. Устроиться на работу "с понижением" можно, но придется объяснять свою мотивацию, и при этом в итоге не исключен отказ - работодатели не слишком охотно берут таких работников, опасаясь, что долго те не задержатся. Кроме того, иностранцам необходимо свой диплом еще подтвердить, так же, как знание языка. Но и после этого нет гарантии получить работу по профессии.
В Германии, например, сейчас крайне востребованы медсестры, при этом высшего образования от них не требуется, но специальные навыки необходимы. Поэтому слова Либига о том, что поиск квалифицированной работы занимает "несколько больше времени", могут вполне означать "очень долго".
При этом сектор теневого трудоустройства в Германии оценивается более чем в 300 миллиардов евро в год, или же почти в 10 процентов от ВВП. И то, что многие мигранты предпочитают именно такую работу, большим секретом не является. Социальная система в Германии устроена так, что получать официальную, но не слишком высокую зарплату в некоторых случаях менее выгодно, чем пособие. "Многие не хотят зарабатывать больше определенного дохода, чтобы продолжать получать госсубсидии на жилье и так далее", - говорит в интервью изданию Merkur владелец небольшой баварской парикмахерской Йоханнес Миттермайер.
Он очень долго пытается найти себе работников, но пока безуспешно. Немцы, по словам Миттермайера, на такую работу идти не хотят из-за низкой оплаты, а мигранты с ходу предлагают договориться "по-черному" - чтобы получать и зарплату, и пособие.
Повысить же зарплаты немецкий малый и средний бизнес не в состоянии, поскольку это сразу же отразится на ценах для клиентов, а значит, и на конкурентоспособности.