Напомню, предпрофессиональные классы в Москве открыты по нескольким направлениям: медицинскому, инженерному, академическому, кадетскому, предпринимательскому, педагогическому, спортивному, медиа и ИТ. Старшеклассник, выбирая учебу в таком классе, углубленно изучает профильные предметы, по которым будет сдавать ЕГЭ. Помимо учителей преподают здесь и преподаватели вузов-партнеров, среди которых ВШЭ, Сеченовский университет, РЭУ Плеханова, МГУ и др. Сейчас каждая школа может еще сама дополнить обучение каким-то направлением. Делается это, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников. Новый стандарт сделает специализированной всю школьную программу, которую выбрал ученик. При этом учебная нагрузка станет более сбалансированной, а выпускник получит еще и сертификат о профессии, с которым можно выходить на работу.
Для десятиклассников станет обязательным знакомство с профессиями на предприятиях. Это поможет им примерить на себя разные специальности. Пример - медицинский класс. Школьники побывают на экскурсиях в поликлиниках, больницах, медцентрах. Вести экскурсии будут медики, которые расскажут о специфике своей работы, востребованности, новинках оборудования.
Замдиректора "Курчатовской школы", куратор проекта "Медицинский класс в московской школе" Наталья Соловьева уверена: "Выбирая для себя будущую профессию, выпускник должен понимать, что его ждет в рамках специализации. Значит, задача школы - показать, где и как будут применяться полученные знания".
Во время обучения старшеклассники получат не только профессию, но и подтверждающие ее свидетельства. Знания и навыки по специальностям они будут получать в профильных колледжах. Обучение продлится год. Займет оно второе полугодие 10-го класса и первое полугодие 11-го класса. Это время выбрано специально: первые полгода надо осмотреться, некоторые меняют направление обучения. А во второй половине выпускного класса начинается подготовка к экзаменам.
Как уверяют в департаменте образования, со свидетельством можно будет сразу после выпуска устроиться на работу. Например, учащиеся ИТ-классов пройдут обучение по программе "Оператор ЭВМ", медицинских классов - "Младшая медицинская сестра", а инженерных - "Чертежник-конструктор". Как отметила учитель черчения школы N 1474 Юлия Алексеенко: "Если школьный материал усилит колледж, профессионально погрузит в тематику, можно обучение не продолжать".
Обязательной в рамках нового стандарта станет проектная и исследовательская работа в вузах-партнерах. Под руководством кураторов из вузов учащимся надо будет разработать научный проект. Так, будущие инженеры и ИТ-специалисты могут предложить разработки в области энергетики, информбезопасности, беспилотных летательных аппаратов, медики - идеи в области психологии или фармацевтики. Разработанные проекты должны быть защищены на научно-практических конференциях. Победители и призеры получат дополнительные баллы к баллам ЕГЭ.
Общеобразовательные школьные программы тоже станут с профильным уклоном. В частности, это коснется иностранного языка, истории, литературы. В каждый из предметов включат материалы по выбранному направлению. Например, в медицинских классах в программу по литературе добавят произведения о врачах, отобранные с сотрудниками университета им. Сеченова. Пока в департаменте образования и науки Москвы не раскрывают, каких именно авторов добавят, но скорее всего, не обойдется без таких книг, как "Записки юного врача" Булгакова, "Записки врача" Вересаева, "Сердце хирурга" Углова, "Казус Кукоцкого" Улицкой. Программу по истории дополнят изучением истории развития медицины, а уроки английского - медицинской лексикой и терминологией.
Схожие преобразования произойдут во всех предпрофильных направлениях, даже в спортивном. Правда, здесь сложно подобрать классическую литературу, но, возможно, возьмут современных авторов или биографии известных спортсменов. Как рассказала куратор проекта "Медиакласс в московской школе" доцент журфака МГУ Анна Толоконникова, с будущего учебного года и здесь появятся свои учебники, знакомящие школьников с творчеством известных журналистов. "Мы закончили разработку, получилось довольно объемно, - рассказала она "РГ". - Потому планируем часть оставить как учебник, а другую часть издать как внешкольную литературу для тех, кто интересуется предметом. Основное, что останется в учебнике, - руководства по ориентированию в медиапространстве и практические навыки, например, как отличать фейки от правды".