Польша закрыла последний грузовой погранпереход на границе с Беларусью: Цены вырастут

Между Польшей и Беларусью закрывается последний КПП для грузового транспорта "Кукурыки - Козловичи". Он будет действовать лишь для перевозчиков, имеющих регистрацию в Евросоюзе.
Руслан Кривобок/РИА Новости

Кроме того, транзит грузов через территорию Беларуси польские транспортные компании смогут вести только через этот переход. Остальные белорусские КПП, в том числе расположенные на границе с Литвой, не будут принимать польские фуры. При этом белорусские перевозчики пока могут проехать в Польшу через Литву.

Эксперты в беседе с "РГ" отметили, что решение вредит обеим странам.

"С большой долей вероятности можно ожидать рост цен на перевозку грузов. Изменятся маршруты - придется перестраивать логистические цепочки, а это займет время", - говорит заведующая кафедры Государственное и муниципальное управление Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина.

По ее мнению, довольно сложно просчитать реакцию бизнеса. Он может как спешно перестраивать цепи поставок, так и занять выжидательную позицию в надежде на скорое разрешение кризиса. Впрочем, последнее менее вероятно.

Альтернативные маршруты колесного транспорта могут проходить только через страны Балтии. Но, возможно, некоторые грузы в этом случае будет оптимально поставлять частично морским путем - через страны Балтии, а потом Финляндию. Ведь время ожидания на границе в зависимости от загруженности действующих КПП может существенно вырасти.

"Но в любом случае, прежде всего, Латвия и Литва окажутся в более выгодном положении, так как часть транспортных потоков будет перенаправлена к ним", - полагает она.

И все же у белорусских перевозчиков остается пространство для маневра. "Беларусь вполне может воспользоваться российскими портами, чтобы направить через них дополнительные потоки грузов. Ведь вывоз белорусских товаров через российские гавани уже возрос практически в два раза за последний год", - добавляет Панина.

"Нужно говорить не столько о снижении общего грузопотока между Россией и ЕС, а о том, сколько уступят польские перевозчики компаниям других стран региона, включая белорусские. Из-за этого во многом будут перегружены погранпереходы в странах региона, включая Латвию, Литву, Россию и Беларусь", - замечает Георгий Властопуло, генеральный директор "Оптиматолог", партнёр ACEX в Москве.

Он предупреждает, что возникнут также проблемы из-за перецепки грузов, когда компания из ЕС может доставлять товары только до границы Беларуси, но осуществлять их транзит по стране не имеет права. Это правило было введено в апреле 2022 и его применение было уже отлажено на польско-белорусской границе. Перецепка занимала от нескольких часов до 2-3 дней. С октября 2022 такое правило действует и в России.

"Так как поток грузовиков на границах резко возрастет, а на погранпереходах РФ и РБ со странами Балтии нет столь эффективной системы перецепки, возможны большие очереди. Мы прогнозируем, что 2-3 дня будет стандартным временем ожидания, а не пиковым, что увеличит, в конце концов, цену груза", - констатирует эксперт.

Он считает, что новые ограничения затронут разные товарные группы. Критичным это решение может быть для товаров, требующих особой температуры хранения, медикаментов. По его мнению, адаптация, впрочем, произойдет быстро. Компаниям понадобится не более 2-3 недель, чтобы перестроить свои логистические цепочки.

"Бенефициарами таких решений станут страны Балтии, прежде всего, Литва и Латвия. Страдать будут польские и белорусские перевозчики, а также конечный потребитель, который столкнется с повышением стоимости товаров", - подытоживает Властопуло.

Польша последовательно закрывала погранпереходы, что уже привело к задержкам в доставке грузов и скоплению очередей.