- В научной литературе советского периода и в отечественной историографии Великой Отечественной войны героическая личность Шаймуратова связывается только со 112-й Башкавдивизией, боевой путь которой начинается летом 1942-го, - рассказывает историк. - Вместе с тем Шаймуратов как кадровый офицер воевал на разных участках фронта и уже в 41-м принял участие в битве под Москвой. Восстановить полную картину и хронику боевых действий того времени мне удалось с помощью документов вермахта. Немцы, как известно, заполняли их с присущей им педантичностью. Шаймуратов с 5 октября по 3 декабря 1941 года, командуя 1-м особым кавполком, в составе 151-й мотострелковой бригады 108-й стрелковой дивизии группы генерала Ремизова героически защищал Москву на самом угрожающем участке - в районе станции Химки. Там враг ближе всего подошел к столице нашей Родины, до Москвы оставалось всего 17 км.
Айрат Маратович демонстрирует выдержки из архивных документов, свидетельствующих, что кавалерийский полк Шаймуратова численностью 650 человек осенью 41-го под Москвой противостоял немецким 2-й танковой и 106-й пехотной дивизиям.
- В ходе обороны Москвы кавполк дважды оказывался в окружении врага, бился с ним около суток и каждый раз прорывался из осады, - рассказывает Айрат Багаутдинов. - Все данные подтверждаются донесениями и картами военных действий. В монографии они приводятся подробно. В это время командир и комиссар 151-й бригады теряют управление над батальонами. На этом фоне особенно ярко выделяются грамотные и умелые действия командира кавполка, который сумел организовать жесткую оборону и целый день силой своих кавалеристов сдерживать врага.
Конечно, бои шли с большими потерями. К 3 ноября в живых осталось лишь около 100 кавалеристов. Подвиг погибших не был отмечен никакими наградами. А ведь мы всегда должны помнить о мужестве и героизме простого советского солдата, воевавшего за независимость нашей Родины. Айрат Багаутдинов надеется, что его монография станет отправной точкой для инициирования мероприятий по награждению героев битвы за Москву.
После начала Великой Отечественной войны полковник Минигали Шаймуратов направлен в Тулу, где до 15 июля занимается формированием особого кавалерийского полка, который потом проходит доукомплектование в Москве. В начале августа кавполк перевозят в район южнее Звенигорода и здесь кавалеристы проходят обучение. 30 сентября 1941 года полк совершает марш-бросок из Звенигорода до Можайска, имея в своем составе четыре эскадрона по 145 всадников в каждом, 11 орудий и 16 станковых пулеметов. 13 октября особый кавалерийский полк под командованием Минигали Шаймуратова вступил в свой первый бой у деревни Ильинское с частями немецкой 7-й пехотной дивизии и совместно с подошедшим на помощь 3-м мотострелковым батальоном отбросил немцев на юг - на рубеж деревень Троицкое - Егорьево. После этого полк войдет в состав 151-й мотострелковой бригады.
Кстати
В ходе работы с документами Багаутдинову удалось установить, что 25 октября 1941-го к битве за Москву присоединилась 82-я мотострелковая дивизия, рядовой состав которой составляли башкиры. Левым соседом этой дивизии была 151-я мотострелковая бригада, в составе которой и воевал башкирский особый кавполк.
В своих воспоминаниях "Гитлер идет на Восток" оберштурмбаннфюрер Пауль Шмидт напишет, как славно сражалась 82-я мотострелковая дивизия: "Наши танкисты ворвались на ее позиции, но сыны степей не бросились бежать: они принялись бросать в танки бутылки с "коктейлем Молотова". Следовавшим за бронетехникой пехотным войскам приходилось отбивать у противника окоп за окопом в штыковой".
За героизм, проявленный в битве под Москвой, всем бойцам 82-й дивизии была объявлена благодарность от командующего 5-й армии.