22.02.2023 09:00
    Поделиться

    Здесь сработаются и со школьниками, и с учеными

    В НМИЦ детской травматологии и ортопедии готовы делиться с коллегами самыми передовыми разработками
    В научных лабораториях Национального медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии (НМИЦ) имени Г. И. Турнера можно встретить не только сотрудников центра, но и студентов вузов, врачей из других медицинских организаций и даже школьников. НМИЦ, разрабатывающий самые передовые технологии в лечении детей с травмами и ортопедическими заболеваниями, сотрудничает с самыми разными организациями и всегда готов делиться опытом с коллегами. Об этом "РГ" рассказал директор НМИЦ член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук Сергей Виссарионов. Сергей Валентинович - оперирующий хирург. Тысячи детей, имеющих тяжелейшие патологии, которые еще не так давно считались бы безнадежными, после хирургических вмешательств восстанавливаются настолько хорошо, что в дальнейшем не отличаются от здоровых сверстников.
    Сергей Виссарионов: 82 процента наших пациентов — это дети из регионов России.
    Сергей Виссарионов: 82 процента наших пациентов — это дети из регионов России. / Архив НМИЦ

    Сергей Валентинович, на базе НМИЦ работает Центр коллективного пользования (ЦКП). Как следует из названия, здесь проводятся совместные исследования?

    Сергей Виссарионов: ЦКП был создан у нас в 2021 году на базе экспериментальной лаборатории травматологии и ортопедии и лаборатории аддитивных технологий (использующей возможности компьютерного моделирования и 3D-печати). Благодаря Центру коллективного пользования мы можем взаимодействовать с другими организациями по трем направлениям. Первое: обучение школьников. Второе: образовательный процесс и погружение в научные исследования студентов. Третье: работа с образовательными и научными учреждениями в рамках масштабных исследовательских проектов.

    Студенты-медики наверняка уже принимают активное участие в исследованиях?

    Сергей Виссарионов: И студенты, и школьники, и воспитанники Петербургского суворовского военного училища. Ребята приходят в ЦКП, участвуют в подготовке экспериментальных исследований, слушают лекции, делают доклады, побеждают на олимпиадах и даже успешно поступают в медицинские вузы, например в Военно-медицинскую академию. На базе лаборатории работает научно-практическое общество для студентов, ординаторов и аспирантов, разработаны образовательные программы по особенностям проведения научных исследований и основам статистического анализа. Обучаем студентов Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова и других учреждений. С полученными у нас знаниями и результатами исследований будущие коллеги выступают на студенческих конференциях, рассказывают о медицинских инновациях.

    Вы упомянули о взаимодействии с научными и образовательными учреждениями в плане уже серьезнейших разработок...

    Сергей Виссарионов: Так и есть. Например, с Покровским банком стволовых клеток проводим научные исследования по тканевым и клеточным технологиям. Они выращивают клеточные культуры, мы - апробируем их в эксперименте, в частности, при термических повреждениях у лабораторных животных. С Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого работаем сразу по нескольким направлениям. В Политехе синтезируют синтетические и биоинертные материалы, пластики, которые обладают различными свойствами в зависимости от необходимых задач и могут использоваться при травмах и ортопедических заболеваниях. Одно из наших направлений - создание пластиковых конструкций при переломах нижней челюсти у кроликов. Напомню: все разработки, применяемые в медицине, когда-то начинались с экспериментов на животных.

    В каких формах возможно взаимодействие с учреждениями в рамках ЦКП?

    Сергей Виссарионов: Первая - проведение совместных научных исследований. Вторая - мы своими силами выполняем научную работу, необходимую заказчику для достижения цели. Третья - когда само научное или учебное учреждение со своими сотрудниками приезжает к нам и выполняет необходимые им исследования на базе ЦКП с использованием нашего оборудования. Например, в ближайших планах исследования по термическим травмам, заказанные одним из НИИ.

    Наверняка и оборудование в ЦКП самое современное...

    Сергей Виссарионов: Безусловно. Центр оснащен современным хирургическим, микрохирургическим и анестезиологическим оборудованием для выполнения целого спектра экспериментальных операций. Мы, например, можем выполнять одновременно пять хирургических вмешательств на животных! Кроме того, имеется лабораторное оборудование - анализаторы контроля состояния животных после операции, а установка для нейрофизиологического мониторинга позволяет отслеживать импульсы с головного и спинного мозга, что особенно актуально при моделировании и отработке новых методов лечения при повреждениях спинного мозга у животных.

    Все нужное и необходимое для хирургического лечения наших детей у нас есть

    Что касается лаборатории аддитивных технологий, то у нас есть несколько 3D-принтеров, которые легко печатают модели пластиковых костей и другие сегменты опорно-двигательного аппарата. Созданные в этой лаборатории компьютерные программы позволяют смоделировать и отработать оптимальный вариант сложнейшего хирургического вмешательства для конкретного пациента.

    В последние годы возможности аддитивных технологий мы широко используем в клинической практике, особенно при операциях у детей с патологией позвоночника и тазобедренного сустава. Это формат персонализированной медицины.

    Расскажите о последних разработках, которые уже внедрены в клиническую практику.

    Сергей Виссарионов: Прежде всего это методы хирургического лечения детей с тяжелыми врожденными деформациями позвоночника и грудной клетки. Такие деформации приводят к жизнеугрожающим состояниям и оказывают влияние на продолжительность жизни детей. Еще несколько лет назад этим пациентам невозможно было помочь. У нас разработаны отечественные металлоконструкции, позволяющие скорректировать дефекты и дать ребенку шанс на счастливую и здоровую жизнь. На сегодняшний день эта разработка не имеет мировых аналогов. С 2022 года само хирургическое вмешательство планируется реализовывать в рамках программы фонда "Круг добра".

    Еще одна из наших оригинальных разработок касается консервативного лечения детей с килевидной деформацией грудной клетки. Нами создан ортез с пневмоподушкой для лечения пациентов с патологией. Ортез позволяет за несколько месяцев полностью ликвидировать деформацию, тем самым избавляя ребенка от необходимости хирургического лечения! Такое еще совсем недавно представлялось фантастикой. Назначаем ортезы детям шести-семи лет. Они с ними спокойно продолжают ходить в школу, посещать образовательные учреждения. То есть привычный жизненный ритм не нарушается.

    Сейчас особое значение приобрели импортозамещающие технологии. Работаете ли в этом направлении?

    Сергей Виссарионов: Еще некоторое время назад при хирургическом лечении детей с дисплазией тазобедренного сустава мы использовали импортные металлоконструкции. Но теперь нами разработано и создано несколько вариантов и типов пластин, которые в ходе операции позволяют восстановить правильную анатомию тазобедренного сустава и вернуть функциональную активность. У детей с дисплазией тазобедренного сустава, которая выявлена на первом году жизни, применяем также нашу разработку. Это многофункциональная шина (наружный ортез), которая является ведущим компонентом в системе комплексного консервативного лечения детей с данным заболеванием. Ортез в сочетании с массажем и физиотерапией творят чудеса, помогая исправить патологию в первые годы жизни ребенка. То есть уже к садику дети ничем не отличаются от сверстников. Но здесь главное - раннее выявление заболевания. Так что, дорогие родители, вовремя приходите на профилактические осмотры к докторам.

    В минувшем году разработали первую отечественную металлоконструкцию для лечения маленьких детей (до трех лет) с врожденной патологией позвоночника. Наши конструкции успешно заменили импортные.

    Создаем и уже начали использовать пластины для лечения детей с врожденными воронкообразными деформациями грудной клетки, в том числе при ее сложнейшей форме - асимметричной. Довольно редко встречающаяся патология, и дети, у которых она была, становились тяжелыми инвалидами. Сейчас дефект исправляем.

    То есть наши технологии не только ничуть не хуже импортных, но и могут превосходить их и быть вообще уникальными. Значит, не имеет смысла искать суперврачей за пределами страны?

    Сергей Виссарионов: Абсолютно справедливо. И это отметил министр здравоохранения РФ Михаил Альбертович Мурашко в своем докладе в рамках "правительственного часа" на Совете Федерации. Там, в частности, говорили о БФ, собирающих деньги на лечение детей за границей. Министр отметил, что все нужное и необходимое для хирургического лечения наших детей у нас есть. Самые передовые и современные технологии у нас имеются. Кроме того, есть ряд отечественных методов лечения, не имеющих мировых аналогов.

    Можно ли попасть на лечение в НМИЦ из регионов?

    Сергей Виссарионов: Конечно. 82 процента наших пациентов - это дети из регионов России. Как правило, в Петербург они приезжают по квотам для получения высокотехнологичной медицинской помощи, то есть лечение для них - бесплатно и полностью обеспечено федеральным финансированием!

    Кстати

    В этом году НМИЦ детской травматологии и ортопедии им. Г. И. Турнера отмечает 165-летие со дня рождения основателя детской ортопедии в России - Генриха Ивановича Турнера.

    Учреждение активно поддерживает традиции и открыто к новым перспективам развития, научно-техническому сотрудничеству, совместным проектам и инициативам в рамках социальной реабилитации пациентов, а также другим видам взаимодействия, направленным на благо здоровья детей, развития науки и отечественного здравоохранения.

    Поделиться