Цемлинский был очень популярен на родине в Вене на рубеже XIX-XX веков, но умер в 70 лет в разгар Второй мировой войны, 80 лет назад в абсолютной нищете в пригороде Нью-Йорка.
Цемлинский изучал композицию под руководством Брукнера и, несмотря на разницу в возрасте, был с Брамсом на "дружеской ноге". В послужном списке австрийца восемь оперных партитур, но для России до сих пор его музыка, по большому счету, это terra incognita. "Карлик" - единственная опера, что была поставлена в Самарском театре в 1996 году и недолгое время продержалась в его репертуаре. Кстати, именно "Карлик" в нынешнем апреле должен появиться на афише "Новой Оперы": в тандеме с "Иолантой" Чайковского (над постановкой работают дирижер Карен Дургарян и режиссер Денис Азаров). А вот запланированная Большим театром премьера самой популярной оперы Цемлинского "Флорентийская трагедия" отменена.
"Царь Кандавл" - последняя и неоконченная опера композитора. Либретто написано по мотивам эпизода из "Истории" Геродота по немецкому тексту пьесы Андре Жида, которая своим жестоким эротизмом "запретных желаний" ведет незримый диалог с "Саломеей" Рихарда Штрауса по Оскару Уайльду. Но только в 90-е годы ХХ столетия англичанин Энтони Бомонт, дирижер и музыковед, заинтересовался фигурой Цемлинского. И не только закончил эту оперу, но и издал самую полную биографию композитора. Мировая премьера "Царя Кандавла" состоялась в Гамбурге лишь в 1996 году, спустя 54 года после смерти автора.
Цемлинский будто предчувствовал, что "Царю Кандавлу" быть его последней оперой. В партитуре немало самоцитат из ранних его работ, которые вписаны в разнообразные вспышки тех звуковых экспериментов, что по представлению композитора должны стать музыкой будущего. И оркестр под дирижерской палочкой Дмитрия Юровского шикарно передавал все разнообразие музыкальной фактуры.
Жаль только, что для московского исполнения партитура была заметно сокращена и деструктурирована: исчезли хор и персонажи второго плана. А появившийся рассказчик (молодой вахтанговский актер Клим Кудашкин) не смог толком прояснить сюжет (почему-то отсутствовали и титры, и текст в программке, которые были бы совсем нелишними), да и насытить свою "вставную" роль харизмой у него тоже не получилось. Но и оставшееся на сцене в одиночестве трио протагонистов - тенор Михаил Агафонов (Кандавл), баритон Александр Суханов (Гигес) и сопрано Любовь Стучевская (Ниссия) - представляли свои образы скорее набросками на будущее, нежели полнокровными героями. Но, как говорится, за попытку спасибо!