Судьба этого человека более 80 лет связана с военной службой. Сельскому пареньку из Подмосковья она будто при рождении уготовила не только жизненную стезю, но и долгую армейскую биографию. Во многом жизнь Уткина - это не только судьба нескольких поколений наших людей, но и самой страны. И главной страницей в ней, пожалуй, стала война с ее горечью потерь и радостью побед. Достаточно сказать, что Борис Павлович - участник легендарного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Уткин начал военную биографию в июле 1941-го курсантом Краснознаменного артиллерийского училища имени Л. Б. Красина. Воевал на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, в битвах на Курской дуге и на Днепре, в Корсунь-Шевченковской, Уманско -Ботошанской, Ясско-Кишиневской, Карпатской, Дебреценской операциях. Освобождал Венгрию и Австрию.
За мужество боях и долгую безупречную послевоенную службу его наградили орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, трижды - Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" III степени. На груди генерала красуются медали "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены".
За плечами Бориса Павловича очень большая жизнь. Но и в отставке он продолжает занимать активную, по-военному наступательную позицию.
Вот что, к примеру, генерал-полковник Уткин написал 6 марта 2022 года на сайте Клуба военачальников РФ в своем обращении к участникам специальной военной операции РФ. Спустя считанные дни после начала СВО, Борис Павлович указывал: "Наше поколение не понаслышке знает, что такое фашизм. Мы своими глазами видели, какое горе принес нашей стране враг. Вы мужественно сражаетесь с современным фашизмом, с теми, кто запрещает говорить на родном языке и призывает убивать русских, где бы они ни находились. Вы одни из тех, кто пришел на защиту истекающего кровью Донбасса. Вы и ваши боевые товарищи вступили в сражение с мировым злом, чтобы нацизм, современные варвары не пришли на нашу землю. Вы, как и наше поколение в далеких 1940-х, защищая страну, проявили мужество и героизм".
О мужестве самого генерала Уткина говорят не только его боевые награды. Но и упорство, с которым фронтовик отстаивает свои убеждения. К примеру, когда в лихие 90-е вместе с нашей армией разваливали ее военно-политические структуры, Борис Павлович начал непримиримую борьбу за сохранение в Вооруженных силах института политработников и армейских институтов подготовки таких офицеров.
Надо сказать, что артиллерист Уткин, начиная с послевоенного периода, служил в армейских политорганах. Он как никто другой понимал, что "слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести". Точнее, слово и дело - личный пример политработника.
Борьбе за фактическое, а не формальное восстановление в Вооруженных силах России института "комиссаров-замполитов" Борис Павлович посвятил не одно десятилетие. Он сам несколько лет был начальником Свердловского высшего военно-политического танко-артиллерийского училища. А потому прекрасно понимал всю значимость подобных вузов для подготовки профессиональных офицеров-воспитателей.
Автору этих строк в конце марта 2017 года довелось участвовать в научно-практической конференции, посвященной совершенствованию морально - психологической работы в Вооруженных силах России. Дискуссию тогда приурочили к знаменательной дате - прошло 50 лет с принятия решения о формировании в стране целой сети военно-политических училищ.
Строго говоря, такие образовательные заведения у Минобороны имелись и прежде. Например, с 1939 года в Брянске выпускали лейтенантов - политруков. После Великой Отечественной войны училище обосновалось во Львове, и уже специализировалось на подготовке для Вооруженных сил культурно-просветительных работников и военных журналистов. Почему же точкой отсчета в истории политучилищ стал 1967-й?
Участник конференции генерал-полковник в отставке Борис Уткин все объяснил точно и однозначно. Я тогда записал эти его слова: "Было решено создать качественно новые военно-образовательные учреждения - высшие училища. Они стали готовить офицеров-политработников для службы в конкретных видах и родах войск".
Действительно, в Новосибирске обучали замполитов общевойскового профиля. В Кургане - авиационного, в Киеве - военно-морского, в Симферополе - строительного и т.д. Расширялась и сама сеть таких вузов, к моменту развала СССР их насчитывалось почти полтора десятка. В общей сложности они обеспечили армию и флот более чем 100 тысячами офицеров-политработников, 30 из которых удостоились звания Героя.
А потом институт замполитов в Вооруженных силах ликвидировали. Вместе с ним была фактически разрушена и система воспитания военнослужащих. Процесс ее "реанимации" идет до сих пор. Над тем, чтобы этот процесс сопровождался как можно меньшим количеством трудностей, в том числе организационного характера, как раз работают такие умудренные знаниями и опытом люди, как Борис Павлович Уткин.
С юбилеем, уважаемый товарищ генерал-полковник! Оставайтесь подольше в строю.