Apple тайно работает над собственным поисковиком с искусственным интеллектом

Создаст ли Apple свой интернет-поиск на основе искусственного интеллекта? Что произойдет, если компания интегрирует его в свои устройства и голосовой ассистент Siri? Будет ли такое решение удобно для пользователей и сможет ли оно конкурировать с поиском от Google и Microsoft?
Магазин Apple
Магазин Apple / iStock

В феврале 2023 года компания Apple, провела AI summit, закрытую (только для своих сотрудников) конференцию по искусственному интеллекту (ИИ). AI summit прошел в "Театре Стива Джобса", знаменитом конгресс-центре Apple. Время проведения мероприятия, хотя оно и планировалось заранее, практически совпало с ИИ-анонсами других технологических гигантов - эффектной презентацией поиска Bing от Microsoft с интегрированным искусственным интеллектом и провальным анонсом нейросети Bard от Google. Отметим, что после этого неудачного ивента акции материнской компании Google - Alphabet упали на 9%, а капитализация уменьшилась более, чем на 100 млрд долларов.

Корпоративная политика Apple в области анонсирования продуктов достаточно консервативна и является прямой противоположностью Google, а ее топ-менеджмент старается представлять продукты и сервисы только с высокой степенью готовности.

Марк Гурман - технический обозреватель Bloomberg и возможно единственный представитель СМИ "пробравшийся" на AI summit, говорит, что глава Apple по искусственному интеллекту, выступая перед сотрудниками, заявил, что "сегодня машинное обучение развивается быстрее, чем когда-либо" и что таланты Apple "действительно находится на переднем крае ИИ-технологий".

Однако, несмотря на этот комментарий, Гурман отмечает, что ему пока ничего не известно о каких-либо объявлениях, которые "изменят правила игры" для потребителей, и что на AI summit Apple на анонсировала ничего, что могло бы конкурировать с новыми Bing или ChatGPT.

Аналитики, внимательно следящие за Apple, уверены, что отсутствие такой информации не свидетельствует о том, что компания игнорирует тему искусственного интеллекта, нейросетевых моделей и продуктов, которые можно создать на основе ИИ. Напомним, что почти 20% доходов Apple, компании приносят ее сервисы.

"Безусловно у Apple есть специалисты в области Data Science и машинного обучения. Также, как у всех разработчиков процессоров на архитектуре ARM - Qualcomm, MediaTek и других. Сегодня нейронные процессоры (Neural Processing Unit) используемые для аппаратного ускорения работы алгоритмов искусственного интеллекта - это часть любого своременного мобильного процессора, включая, разумеется и процессоры Apple Ax", - говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Специалисты и сами пользователи устройств Apple задаются вопросом - что может случится, если Apple, известная тем, что умеет доводить до ума перспективные, но сырые технологии, создаст эффективный и удобный для пользователя поисковый сервис на основе искусственного интеллекта и встроит его в свои девайсы.

Чем ИИ-поиск на базе больших нейросетевых моделей, таких как GPT3/GPT4, отличается от классической поисковой выдачи Google или Яндекса? Главное отличие, это то, что пользователь получает не набор релевантных ссылок в интернете, а максимально точный ответ на свой вопрос или запрос. Пока такие ИИ-поисковики, а помимо Microsoft поисковой искусственный интеллект реализован в нескольких стартапах, выглядят не очень впечатляющее, что объясняется незрелостью технологии.

По мнению визионеров в области искусственного интеллекта, решения на основе ИИ могут радикально изменить взаимодействие человека со смартфоном или планшетом, и как следствие, "взорвать" поисковый рынок, который в 2022 году оценивался в 167 млрд долларов.

Если Apple сумеет создать качественный поисковый продукт на базе ИИ и встроить его в свои устройства, тогда армии пользователей Apple с 2 млрд. активных устройств, даже не придется открывать браузер и идти в интернет для поиска и получения ответов на свои запросы. За них это будет делать ИИ и выдавать уже готовый ответ. Замкнуть, причем добровольно, всех пользователей внутри своей экосистемы - это мечта любого директора по маркетингу.

Однако, есть несколько обстоятельств, которые могут помешать реализации такого эффектного решения или по крайней мере надолго его задержать.

Сегодня у Apple нет своей обученной нейросетевой модели, сравнимой по масштабом с такими монстрами, как GPT-3, GPT-3.5, GPT-4. При этом, все они, том виде, в котором их изначально выпустила компания Open AI (стратегический партнер Microsoft), потребовали серьезной доработки, даже для получения таких сырых продуктов, как ChatGPT или Microsoft Bing. И даже если Apple начнет реализовывать такой амбициозный проект прямо сейчас, с учетом их классического перфекционизма, даже бета-версия продукта появится не ранее середины 2024 года.

При этом конкуренты Apple, такие как Microsoft и Google сами стремятся оседлать рынок ИИ-сервисов, и никто не сможет помешать им предложить пользователям Apple свой ИИ-поиск, реализованный в виде приложения для iPhone, причем раньше самой Apple.

"У Apple нет экспертизы в области поиска, зато внутри Apple есть ряд актуальных задач, решение которых требует нейросетей, машинного обучения, и датасайентистов. И сейчас фокус внимания Apple в области ИИ - это не поиск. Вообще, запуск новых продуктов при Тиме Куке проходит консервативно и осторожно и я сомневаюсь, что у Apple в данный момент вообще есть стратегия в области ИИ-поиска. Так что ждать, что они сейчас резко рванут вперед, как Microsoft c Open AI я бы не стал, - говорит Эльдар Муртазин и добавляет. - Для обучения нейросетевых моделей нужны данные. Apple всегда декларировала, что они не собирают данные о пользователях. Соответственно для того, чтобы собрать дата-сеты необходимые для обучения собственной большой нейросетевой модели понадобится 2-3 года, а конкуренты не будут стоять на месте".