Началась реставрация самого большого художественного полотна России

В музее-заповеднике "Сталинградская битва" в Волгограде началась реставрация полотна и предметного плана панорамы "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом" (одной из крупнейших в мире) и четырех диорам, посвященных различным эпизодам сражения на Волге.
Роман Мерзляков/РГ

Над самой большой картиной страны работа шла несколько лет. Первые зрители смогли оценить его летом 1982 года. Его уже однажды реставрировали: это сделали в марте-июне 2005 года специалисты ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. Осенью 2009 года мастера Студии военных художников им. М. Б. Грекова обновили предметный план панорамы и полотна диорам. В этот раз пригласили снова "грековцев". Кстати, именно эта студия и создала 40 лет назад панораму.

- Мы не нашли серьезных разрушений: ни кракелюров, ни прорывов, ни деформаций холста. А только естественные загрязнения, - поделился первыми впечатлениями художник-реставратор Иван Крившинко. - Каждая реставрация оставляет контрольные участки. Мы чистим полотно, оно становится ярче. Но в одном незаметном для зрителя месте оставляют неочищенный участок. По ним можно понять, сколько раз реставрировали. Работу над панорамой мы бы хотели закончить в конце апреля. Дел тут много: высота полотна - 15 метров, длина по окружности - 120 метров, площадь предметного плана - тысяча квадратных метров.

Освещение полотна обеспечивает светоотражатель, который зрители не видят. Его тоже надо чистить - это еще тысяча "квадратов". Собственно, с него начали - вынесли 40 килограммов пыли, а это лишь четверть всех загрязнений, которые предстоит удалить. Предметы перед живописной стеной в неплохом состоянии, но тоже требуют починки. Где-то откололся кусочек декоративного слоя, где-то появились трещины из-за того, что ссыхается древесина. Чтобы не деформировать ничего, художники ходят по пространству перед полотном в валенках.

Первым делом "грековцы" провели фотофиксацию, чтобы точно запечатлеть, где лежала каждая гильза, каждая каска. Если что-то передвинут хоть на пару сантиметров, по снимкам можно будет это увидеть и вернуть вещь на место. Пыль удаляют специальными щеточками и пылесосом. Потом художники возьмутся за кисти и "впишут" предметы в полотно. Ведь, напомним, суть панорамы в том, что ближе к зрителю находятся объемные объекты, которые почти незаметно для глаза сливаются с раскрашенным задником. На самом полотне нет мест, которым требуется тонирование.

Если в целом панорама в неплохом состоянии, тогда зачем вызвали реставраторов? А тут все как с зубами. К стоматологу ходят, не когда заболит, а регулярно. Чтобы не болело. Так и с предметами искусства.

- Работы необходимо проводить периодически. Есть проблемы с повреждениями холста. На диорамах есть потеки. В предыдущие годы кровля не была полностью гидроизолирована, случались протечки. Доступ к экспонатам закрыт не будет. У посетителей будет уникальная возможность посмотреть на процесс реставрации, - сказал директор музея Алексей Дементьев.

Пожалуй, небольшим диорамам как раз больше внимания нужно. Одна из них даже пошла волнами. Нижняя кромка шнуровки истлела, нарушилось натяжение. Наверняка, потребуется перенатяжка холстов и укрепление красочного слоя с лицевой стороны. За диорамой создадут повышенную влажность, чтобы холст стал более пластичным.