Так называемый третий пакет (документ в полторы сотни страниц), введенный 26 февраля 2022 года, включал запрет предоставлять кредиты нескольким российским банкам, отключение их корреспондентских счетов, запрет для западных компаний и банков сотрудничать с оборонными компаниями России и производителями продукции двойного назначения, запрет на продажу и передачу в лизинг российским авиакомпаниям самолетов, оборудования, запчастей, запрет на поставки в Россию полупроводников, микроэлектроники, оборудования для производства микросхем и других товаров, которые могут применяться в оборонной промышленности, запрет поставлять товары и оборудование, которое применяется при нефтепереработке и другие ограничения. 25 февраля 2023 года Евросоюз ввёл уже 10 пакет санкций. Ранее новые ограничения ввели США и Великобритания.
Санкции оказали существенное влияние на российскую экономику. Но она смогла перестроиться. Были найдены новые рынки для экспорта продукции, выстроены новые логистические цепочки поставок, заработал параллельный импорт для ввоза необходимых товаров через третьи страны. Введенные ограничения стимулировали импортозамещение. Произошедшие изменения в обзоре "Российской газеты".
Год ограничений и запретов не привел к существенному сокращению добычи и обвалу экспорта российской нефти и угля. Но разрыв связей с Западом вызвал серьезное снижение экспорта газа в Европу и уменьшение добычи газа в нашей стране почти на 12%. Поставки за границу и добыча нефти по итогам 2022 года выросли. Экспорт Россия почти полностью перенаправила в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Но это не говорит о том, что санкции на нас не повлияли.
Эмбарго ЕС на импорт морем нашей нефти, а также потолок цен для нее заработали только с декабря 2022 года. А с марта 2023 года Россия добровольно сократит добычу на 500 тыс. баррелей в сутки. С 5 февраля этого года заработал запрет ЕС на импорт российских нефтепродуктов и потолок цен для них. Перенаправить их экспорт из Европы в другие регионы нам пока не удалось. Страны АТР сами экспортируют готовое топливо. Эмбарго ЕС на поставки российского угля заработало с августа 2022 года. В 2021 году из 227 млн тонн, отправленных за границу, только 50 млн тонн ушли в Европу. По итогам 2022 года экспорт снизился на 7,5%, но, скорее, это было следствием не запрета ЕС, а логистических проблем с отправкой угля в другие регионы. Добыча угля выросла с 438 млн тонн до 444 млн тонн.
В 2022 году российский АПК, в отличие от многих отраслей, показал внушительный рост в 10,2%, прежде всего за счет рекордного за всю историю урожая зерна в 153,8 млн тонн. Но агробизнес столкнулся с новыми вызовами, преодолевать которые придется непросто и не один год.
Весной 2022 года стало очевидно, что импортозамещением средств производства, которое мы откладывали последние 30 лет, теперь придется заняться в ускоренном темпе. Своей техники чуть больше половины, да и в той комплектующие западные. В генетике показатели близки к нулевым. Нет своих заквасок для сметаны, упаковки для молока, оболочек для колбасы и многого другого.
К этому добавились скрытые санкции на экспорт зерна и минудобрений, проблемы с расчетами, страховками, фрахтом. Экспорт российских минудобрений снизился на 15%.
Но запас прочности, наработанный в отрасли за последние 15-20 лет, и экстренные меры правительства позволили пройти год без потерь. В прошлом году на АПК было выделено беспрецедентных 0,5 трлн рублей господдержки. По итогам года экспорт продовольствия оказался рекордным (40 млрд долларов), и Россия осталась мировым лидером по поставкам пшеницы и нетто-экспортером продовольствия.
За несколько месяцев западной технике отчасти нашли замену в Китае и Индии. Одни комплектующие учимся делать сами, другие завозим через третьи страны. Зерно пытаемся продавать за рубли. А чтобы подтолкнуть свое семеноводство, решили квотировать импорт семян из недружественных стран и перетряхнули всю работу с наукой и бизнесом.
К февралю 2023 года транспортная отрасль подошла с восстановившимся до 841,5 млн тонн объемом морских грузоперевозок, выросшими до 158 млн тонн перевозками грузов по железной дороге на Восточном полигоне и немного недотянувшим до предполагаемых 100 млн пассажиров объемом перевозки на авиатранспорте. Прошлый год мог стать периодом постпандемийного восстановления, но на ситуацию повлияли санкции. Балтийские порты с февраля 2022 года потеряли около 3% грузов, но порты на Дальнем Востоке примерно столько же нарастили. При этом 9 из 11 глобальных компаний сразу ввели ограничения на перевозки через порты России.
В отношении авиаотрасли был введен запрет на поставки самолетов, запчастей, предоставление страхования и обслуживания. Но самолеты зарубежного производства перевели в российский реестр и оставили у российских авиакомпаний. "Аэрофлот", S7 начали развивать собственные центры технического обслуживания самолетов. В феврале 2023 года ангар техобслуживания "Суперджетов" в аэропорту Жуковский открыла авиакомпания Red Wings. По выражению главы минтранса Виталия Савельева, "транспортная блокада" не помешала выполнить все поставленные задачи по развитию инфраструктуры и перевозке пассажиров, грузов. Хотя некоторые проблемы могут проявиться позже.
Российский рынок высоких технологий и интернет-бизнеса за год прошел через серию наиболее болезненных трансформаций, связанных с тем, что практически все крупнейшие мировые производители официально ушли из страны. Однако рынок сумел адаптироваться к новым условиям благодаря перестройке логистических цепочек и легализации параллельного импорта. Так, по данным Silverado Policy Accelerator, после ухода ряда западных поставщиков бытовой и электронной техники Россия сумела сохранить присутствие продукции на внутреннем рынке благодаря наращиванию импорта со стороны компаний из Турции, Беларуси и Китая.
Не удалась блокада российского рынка и на уровне "тяжелого" оборудования. По данным аналитиков, ряд компаний официально прекратили свою деятельность в России, но продолжают работать неофициально или через посредников.
Даже продукция Cisco, демонстративно ушедшей из страны и отключившей часть оборудования, по-прежнему доступна. Отсутствие техподдержки, отключение оборудования и программного обеспечения так и не стали проблемой ИТ-отрасли, так как в 2022 году на российском рынке появилось множество компаний, оказывающих поддержку "всерую", "вчерную" или иным способом, говорит преподаватель Школы ИТ-менеджмента РАНХиГС Дмитрий Пшиченко. "Никогда еще в России так дешево не продавалось серверное и сетевое оборудование, как сегодня", - отмечает эксперт.
В начале прошлого года девелоперы столкнулись сразу с рядом острых проблем, говорит член Генсовета "Деловой России" Владимир Прохоров. Из-за санкций многие иностранные поставщики покинули российский рынок. Дефицитом стали иностранная техника, некоторые виды красок, сантехника, электрика и в целом товары, производимые европейскими компаниями. Возникли проблемы с логистикой. Но уже в сентябре-октябре кризис спал. На замену стройматериалам из Европы пришли аналоги из Индии, Турции, Китая, что стабилизировало цены на них. К началу 2023 года наладилась логистика.
По данным Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), раньше доля импортных комплектующих в строительных проектах составляла от 5 до 60%. Теперь она сократилась вдвое.
Как отмечали ранее эксперты, импортные товары использовались в основном в проектах более дорогого, премиального жилья. Также были трудности с заменой сложного оборудования, к примеру, для театральных залов, медицинских учреждений.
Год назад Национальное объединение строителей начало составлять Каталог импортозамещения - реестр российских аналогов импортных материалов. К началу нынешнего года в реестре было 2365 импортных позиций с подобранными аналогами от производителей из России и дружественных стран. Товарам 396 иностранных производителей (прежде всего из Германии, Италии, США, Франции) были найдены аналоги 470 производителей из восьми государств. 80% аналогов приходится на Россию, 18% - на Китай, 2% - на Беларусь и другие страны.
Также был упрощен порядок замены материалов на аналоги, если это не приводит к увеличению стоимости строительства более чем на 30%, то повторная экспертиза проектной документации не проводится. В то же время остаются и некоторые проблемы. В цементной промышленности, в частности, отечественное оборудование и комплектующие по ряду позиций либо отсутствуют полностью, либо существенно уступают импортным аналогам, в частности по производительности, отмечают в "Союзцементе". Импортозамещению в цементной отрасли мешают зависимость от применяемых технологий и импортной техники, увеличенный срок поставки оборудования из других стран. Из Китая, например, оборудование приходится ждать не менее года. Есть также оборудование, которое заместить невозможно из-за его высокой технологичности и сложной инженерной составляющей, его производят только несколько компаний во всем мире. Но и потребность российской промышленности в них невысока: две-три единицы в год.
Необходимо определить перечень оборудования, которое нельзя или нецелесообразно импортозамещать, проработать механизмы его поставок, чтобы избежать дефицита, отмечают в ассоциации. При этом собственно производство цемента в России может быть существенно увеличено, считают в организации: средний уровень загрузки мощностей в цементной отрасли составляет не более 60% и продолжает снижаться из-за снижения объемов потребления.
Большая часть иностранных компаний-производителей стройматериалов продолжают работать на российском рынке, отмечает президент НОСТРОЙ Антон Глушков. 70% из них работают в прежнем режиме, 21% продолжает работать, сделав ребрендинг и оставив себе возможность в дальнейшем вернуться на рынок, рассказал он. Только 9% производителей - прежде всего инженерного оборудования - действительно покинули Россию. "Наибольший радикализм проявили американцы, европейцы в своем уходе оказались более сдержанными", - отмечают в НОСТРОЙ.
Практически вся строительная техника в России зарубежного производства, говорит президент ГК "Основа", председатель Комиссии по вопросам развития индустрии стройматериалов, технологий и промышленного строительства Общественного совета при Минстрое Александр Ручьев. Это грейдеры, бульдозеры, высокоскоростные краны и т.д. "В случае прекращения поставок европейской и американской техники в Россию рынок вынужден будет переориентироваться на азиатских производителей техники, и прежде всего это Китай. Я не вижу при этом никаких особых проблем для отрасли. Переориентация займет порядка полугода, и из-за того, что у нас достаточно большое количество техники, эта переориентация не окажет никакого влияния на отрасль в целом", - считает он.