В феврале летопись отечественного спорта пополнилась новой книгой. Она посвящена легендарной женской баскетбольной сборной страны, которая на протяжении почти десятилетия входила в число сильнейших в мире, завоевав три чемпионских титула в Европе (2003, 2007, 2011), два "серебра" первенства мира (2002, 2006), две "бронзы" Олимпиад (2004, 2008). Название 500-страничной книги с массой фотографий - "Такие девушки как звезды". Автор - Александр Федотов, в прошлом журналист, а ныне медиа-менеджер и писатель. Предыдущая его книга "Комета "Урал-Грейт" (о феномене пермской мужской команды на стыке XX и XXI веков) получила широкий резонанс среди поклонников баскетбола.
Новая работа наверняка вызовет не меньший интерес. Ведь о той команде и ее героях, замечательных спортсменках и просто красавицах - Илоне Корстин (ныне - генеральный директор Единой лиги), Марии Степановой, Татьяне Щеголевой, Оксане Рахматулиной и других, невозможно забыть! Они вышли на авансцену в начале нулевых, продолжили победные традиции отечественного женского баскетбола и изменили его восприятие. Талант, характер, харизма, женственность и красота этих девушек заставили многих пересмотреть отношение к игре - как считалось, сугубо мужской - в исполнении прекрасного пола.
"РГ" с разрешения автора публикует фрагменты книги.
Олимпиада 2004 в Афинах стала последним турниром главного тренера Вадима Капранова. Как в сборной России, так и в тренерской карьере в целом. За возвращение нашего женского баскетбола в мировую элиту, в частности на олимпийский пьедестал, этот удивительный специалист заплатил высокую цену. Пошатнувшееся после инфаркта здоровье не позволило ему работать на прежнем уровне самоотдачи и вовлеченности. А работать иначе он не умел и не хотел.
Очень жалко и обидно. Тренер Капранов многое сделал для отечественного баскетбола. И наверняка добился бы еще многого, если бы не случившееся несчастье. Впрочем, Капранов ушел, а созданная им команда осталась и продолжила путь, что называется, на полученном багаже. Сами игроки единодушны в такой оценке влияния и вклада Вадима Павловича.
Наталья Водопьянова (ныне - генеральный секретарь РФБ): Считаю, что мы, игроки 1980-1982 годов рождения, его - капрановские. Этот тренер дал нам все - от физической подготовки (помню, после первых занятий по ОФП в сборной у Капранова я настолько уставала, что на обеде едва хватало сил поднять ложку с супом) до понимания технико-тактических нюансов игры. Между тренировками мы сидели с тетрадками, рисовали и запоминали увиденные комбинации. Не дай бог что-то забыть во время матча! Если он что говорил, ты должна была это выполнить, не задавая никаких вопросов. Все это, конечно, очень мобилизовало и способствовало профессиональному росту. Подтянув нас в сборную, где тогда уже находились такие опытные, старшие девчонки, как Лена Баранова и Аня Архипова, Вадим Павлович сделал тот самый, очень крепкий, фундамент.
Оксана Рахматулина: Да, мы поехали дальше на багаже Капранова. Он создал эту команду, собрал всех нас, и мы об этом не забывали. Победа над Америкой в 2006 году тоже стала результатом той работы - Вадим Павлович готовил, целенаправленно подводил к этой цели. Вспомните, как мы играли с американками при Капранове. На мире в 2002-м и Олимпиаде в 2004-м уступили им всего несколько очков. После матча в Бразилии, когда наконец обыграли США, позвонили Вадиму Павловичу и поздравили с нашей общей победой, сказали тренеру спасибо. Он, конечно, смотрел все игры сборной и был очень рад.
Илона Корстин: Да, конечно, согласна, что именно он, Капранов, сделал эту сборную. Не только на четыре года, пока сам ею руководил, но и на следующие циклы, уже без него. Вадим Павлович дал нам огромный багаж баскетбольных знаний, старался привить свою уникальную философию и понимание игры. Считаю, что те игроки, которые успели и сумели понять его баскетбольное мышление, были более успешными еще долгие годы после ухода Капранова из сборной. Всегда вспоминаю Вадима Павловича с большой теплотой и уважением. Он сделал из меня настоящего профессионала, дал путевку в большой баскетбол. Я благодарна великому тренеру и его супруге Алле Викторовне за их искреннее отношение ко мне, наставничество и поддержку не только на баскетбольной площадке, но и в жизни.
Борис Соколовский, работавший с этой сборной в двух следующих олимпийских циклах, справедливо заметил, что ее игроки были, в хорошем смысле слова, закодированы Капрановым. Поэтому они не всегда принимали то, что говорили другие тренеры. Авторитет и пример Палыча прочно засели в их сознании. Сам же Капранов, закончив активную деятельность в баскетболе, продолжал жить игрой и, конечно, следил за своими девчонками - радовался и переживал вместе с ними. Увы, здоровье помешало ему довести начатое до конца - обыграть ту же Америку. Но правы Баранова с Рахматулиной, тысячу раз правы: в том, что эта победа в итоге состоялась, есть и его заслуга.
Ольга Артешина: Возможно, если бы Вадим Павлович продолжил работу в сборной, то он смог бы развить успех и привести нас к титулу чемпионок мира или Олимпийских игр. Но что толку гадать. В спорте есть много факторов, которые влияют на результат. Бывает, команда находится на пике и отлично готова к турниру, но потом что-то не складывается. Одно могу сказать: слава богу, что у нас был этот период с Вадимом Павловичем Капрановым. Спасибо ему большое. Он навсегда в нашей памяти.
Вадим Капранов ушел из жизни 4 июня 2021 года. После себя он оставил не только солидный список побед, вошедших в историю отечественного спорта. Главное достижение тренера - его игроки. А это десятки человек, в том числе - представители того удивительного поколения сборной России, которые считают Капранова своим крестным отцом в баскетболе. Они всегда помнили (в последний раз при жизни Капранова собрались вместе на его 80-летнем юбилее в феврале 2020 года) и никогда не забудут о нем.
***
Психология в спорте, а в женском особенно, играет огромную роль. Матч Россия - США - 75:68 в полуфинале чемпионата мира 2006 в Бразилии - тот случай, когда невероятный настрой, душевный подъем и эмоции игроков сдетонировали на баскетбольном паркете.
После всех злоключений в групповом раунде и, как следствие, шквала критики, обрушившегося на команду, случилась перезагрузка. Наши девушки сами разобрались со своими проблемами, а тяжелая победа в четвертьфинале вернула им уверенность. Говоря о микроклимате в коллективе, необходимо отметить и грамотный ход тренерского штаба сборной с руководством РФБ, которые перед игрой с американками организовали командный ужин в хорошем бразильском ресторане. При этом договорились: ни слова о баскетболе!
Все это, безусловно, привело к правильному импульсу внутри команды. Отсюда - идея с мотивирующим плакатом в раздевалке. На матч против непобедимой Америки российские баскетболистки выходили в оптимальном психологическом состоянии. Без мандража. Отбросив всякий страх и груз ответственности.
Наталья Водопьянова: Перед полуфиналом сели с девчонками в комнате. Сами, без тренерского штаба, долго обсуждали, анализировали нашу игру. Каждая высказалась, что, по ее мнению, следует поменять. Мы разобрали американок - кто за кого отвечает, кому лучше играть с Таурази, Берд, Томпсон и другими. Обращали внимание на сильные стороны оппоненток именно в индивидуальном, а не командном плане. Все эти нюансы надо было держать в голове. Попытаться сыграть с предельной самоотдачей и взаимопониманием внутри коллектива. Плюс, конечно, характер. Без него никак.
Илона Корстин: У нас был какой-то дикий настрой. Перед игрой в раздевалке сделали этот смешной плакат. Признаться, не помню, что именно я на нем написала. Но вышла на матч с американками как на последний бой.
Светлана Абросимова: Идея с ватманом моя. Это было такое ноу-хау. Обычно перед играми тренер пишет наставления, рисует схемы. А тут мне пришло в голову взять маркер и написать что-то от себя. А дальше пошло-поехало. Все стали выкрикивать и подписывать, за кого они сыграют в этот день. Получилось смешно. Кто выходил биться за свой город и область, кто за родных и любимых, кто за премию и выходные, кто за любимый ночной клуб… Потом стали фотографироваться с этим плакатом. Мы поняли, что это очень мотивирует, придает необходимый настрой.
Борис Соколовский (на ЧМ-2006 - второй тренер): Они вышли как на последний бой. В их глазах присутствовал такой русский дух! Чувствовалось какое-то феноменальное состояние команды. Девчонки играли за счет эмоций - мастерство отошло на второй план. Так получилось. И это решило исход игры. Знаете, вспоминая тот матч, снова переживаю невероятные эмоции. Это было просто счастье!
Мнение специалистов, да и самих участниц того матча: такой вдохновенной, на дичайшем кураже игры эта сборная не показывала ни до, ни после. На площадке была суперкоманда - один за всех и все за одного. Наблюдая за происходящим воочию, на расстоянии вытянутой руки (места для прессы на арене в Сан-Паулу разместились аккурат за рекламными щитами вдоль боковой линии), помнится, я долго не мог свыкнуться с реальностью: Россия не просто вела в счете - громила непобедимую "звездно-полосатую" Америку, эту женскую Dream Team!
Пусть в итоге нашей команде не удалось сохранить фантастические "+20" разницы (сборная США устроила-таки погоню и подсластила горькую пилюлю поражения), но этот день, 21 сентября 2006 года, навсегда вошел в историю отечественного и мирового баскетбола. Они, единственные и неповторимые российские девчонки, сделали это!
Игорь Грудин (на ЧМ-2006 - главный тренер): Это, совершенно очевидно, был особый случай. Невероятный кураж. Часто вспоминаю то состояние команды и сожалею, что не получилось его повторить на Олимпиаде в Пекине. Почему не получилось? Может быть, я не сумел подобраться к игрокам, чтобы создать этот кураж, сумасшедший настрой.
Светлана Абросимова: Считаю, матч выиграла именно команда, сами девочки. Да, у Грудина был план на игру, но он доверял нам и понял: пусть все идет как идет. Мы настолько прочувствовали, как играть, что сами решали, как действовать на площадке. Например, договорились между собой меняться на всех заслонах, отказались от "зоны" в пользу личной защиты. И это работало. А в какой-то момент вообще не было никаких комбинаций - пошел такой ажиотаж, кураж! Американки явно не ожидали от нас такой игры, не знали, что делать. Они, суперпрофессионалы, видели, как нестабильно играет сборная России, которая искала себя, нащупывала нужные взаимодействия по ходу турнира. Никто не воспринимал тигра всерьез. Пока он не проснулся.