Названы главные направления в области госрегулирования цифровой экономики РФ в 2022 году

Главным направлением в области госрегулирования цифровой экономики России в 2022 году стали информационная безопасность, технологический суверенитет, а также цифровизация госуправления и бизнеса. К таким выводам пришли эксперты АНО "Цифровая экономика", которые подготовили регуляторный дайджест основных изменений в законодательную базу с января по декабрь 2022 года и новых законопроектов, вступивших и вступающих в силу в 2022-2023 годах.
Новое регулирование "цифры" прямо затронуло частных пользователей.
Новое регулирование "цифры" прямо затронуло частных пользователей. / iStock

Согласно результатам мониторинга, основные изменения были внесены в законы, касающиеся сбора, хранения и доступа к персональным данным, технологической безопасности предприятий, поддержке IT-компаний, оказанию дистанционных услуг, формированию и объединению баз данных, выравниванию конкуренции и контрольно-надзорной деятельности.

Всего было внесено девять значимых законодательных изменений в регулирование оборота персональных данных и три в повышение технологической безопасности. Кроме того десять законодательных новелл касаются поддержки IТ-компаний, восемь - дистанционных работ и услуг, 18 поправок, постановлений и законопроектов относятся к формированию баз данных, семь - выравниванию условий конкуренции, а три постановления и приказа меняют контроль за деятельностью операторов рынка. Как следует из результатов мониторинга, большая часть - 37 поправок, приказов, постановлений и законопроектов - затронули объединение различных баз данных, регулирование персональных данных и поддержку IT-компаний.

По мнению экспертов, эти области будут в фокусе внимания законодательной и исполнительной власти и в 2023 году. Генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко считает, что наиболее важными остаются вопросы оборота данных, в том числе доступ к государственным данным, переход на электронный документооборот, поддержка экспорта IT-услуг.

"Все это должно развиваться в парадигме "стимулирующего регулирования", что подразумевает акцент на меры поддержки цифровизации, с обязательным соблюдением требований безопасности, технологического суверенитета и защиты прав пользователей", - отметил он.

Регуляторика в области цифровизации затронула не только бизнес, но и частных пользователей. В первую очередь в части сбора, хранения и обработки персональных данных, а также оказания дистанционных услуг.

Теперь операторы в случае желания обрабатывать персональные данные, полученные из других источников, обязаны уведомлять их субъектов (владельцев). Установлен прямой запрет отказывать гражданам в оказании услуг при отказе предоставить свои персональные данные (в т. ч. биометрические), если такое предоставление по закону необязательно. Госорганы и организации не вправе хранить биометрические персональные данные, а должны передавать их в Единую биометрическую систему.

Также важным нововведением станет Федеральный закон N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"". В период с 1 марта 2023 года до 1 марта 2026 года в Москве, в Белгородской и Московской областях начинается проведение эксперимента по реализации розничной торговли некоторыми видами рецептурных лекарственных препаратов дистанционным способом, в том числе на основании рецептов, размещенных в системе госуслуг.

По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, различные аспекты законодательного регулирования в области интернет-торговли по-прежнему нуждаются в дальнейшей проработке. В качестве примера он приводит ситуацию с введением дистанционной контролируемой торговли алкоголем в интернете.

"Практически восемь лет ведется дискуссия, за это время нелегальный рынок разросся до катастрофических объемов: оборот его составляет до 30 млрд рублей в год. Сотни тысяч запросов в Сети на доставку алкоголя домой ежемесячно - и в результате: в то время как добросовестные участники рынка следуют букве закона, недобросовестные активно извлекают выгоду", - говорит Соколов.

По мнению президента АКИТ, все необходимые технологические и финансовые инструменты, разрешения и лицензии, опыт и квалифицированный персонал для соблюдения законодательных требований у рынка и государства есть, а вот законодательная база отстает не только от цифровизации, но и от объективной реальности.

Эксперты считают, что, несмотря на проделанную в 2022 году работу в области регуляторной цифровой политики, в каждом сегменте рынка сохраняются вызовы, задачи и барьеры.

"Онлайн-ретейл хочет продавать больше категорий товаров. Операторам связи нужна реформа выделения частот; образовательным сервисам - паритет с офлайновым образованием; создателям беспилотников - возможности их повсеместного использования; медицинским сервисам - удаленные консультации и доступ к медданным", - заключает Сергей Плуготаренко.