По условиям программы отменяется плата за подключение от магистральной трубы до границ участка. Но при условии, что это расстояние не более 200 метров. За два года действия программы уровень газификации в стране достиг 73%. В абсолютных цифрах получается еще более впечатляющий результат: на конец 2022 года было подано более миллиона заявок, и по темпам их удовлетворения показатели предшествующих лет превышены в среднем в 2,5 раза. Генеральная цель - газифицировать страну к 2030 году на 83%. Уже нынешний уровень превышает аналогичный показатель в ведущих странах ЕС в два - два с половиной раза или больше: в Германии газифицировано 47% домохозяйств, во Франции 38%, в Испании 32%. Но там, впрочем, упор делается на другие источники энергии, мы же делаем ставку на собственный доступный и относительно дешевый газ.
В то же время не сказать, чтобы социальная газификация продвигалась по стране ударными темпами: за два года общий уровень доступа к "голубому топливу" повысился лишь на 1,6%.
Почему? Причины две. Программа требует финансирования со стороны государства (а также "Газпрома") и будущих потребителей. Обязательства "Газпрома" в рамках программы газоснабжения и газификации регионов составляют на 2021-2025 годы более 525 млрд рублей. Плюс 480 млрд рублей нужны будут на догазификацию в уже газифицированных населенных пунктах и еще 259 млрд рублей - на финансирование доведения трубы до границ участка. Хотя сейчас газовый монополист из-за санкционной войны не сказать чтобы купался в "лишних деньгах", пока ничего не говорилось о том, что расходы по этим статьям будут урезаны. А со стороны потребителей, наверное, можно говорить о том, что "эластичность спроса" (когда он резко повышается при снижении цены и наоборот падает при ее росте) снижается по мере того, как численность тех, кто уже мог себе позволить пойти на "встречные расходы" по социальной газификации, снижается. И очевидно, скоро понадобятся дополнительные стимулы по этой части.
Стоимость "остаточных работ" по газификации остается для многих высокой, а для некоторых - неподъемной. Систему ценообразования в этой сфере все же нельзя назвать полностью "социально ориентированной". Начать с того, что, как правило, все подготовительные работы по газификации проводит местная газораспределительная организация (ГРО). Которая в каждом регионе, по сути, монополист. Именно ГРО дает необходимые разрешения, согласования проекта, проводит монтажные работы, устанавливает котел, плиту, счетчик и т. д., после чего составляется договор на ежегодное техобслуживание. Раньше этот монополизм выливался в сущий ценовой беспредел, когда прокладка трубы от магистрали до вашего забора, даже если это те же 200 метров или чуть больше, могла обходиться потребителю в миллион, а то и три рублей. Теперь государство взяло на себя этот участок. Спасибо. Но от забора и до дома может быть еще метров 50-70. На протяжении которых надо прокопать траншею шириной не более полуметра и глубиной полтора. Куда уложат полимерную трубу ценой около 200 руб. на метр. Но даже если вы прокопаете траншею сами, с вас все равно возьмут 2-3 тыс. руб. за метр. Почему? Очень деньги нужны, а не хочешь - не подключим газ. В результате в одних регионах подключение под ключ обходится в 50-100 тыс. рублей, а в других до 200 тыс. Почему? Не потому что разное оборудование, а потому, что первые бедные, с них много не возьмешь, а вторые - богатые, там люди могут раскошелиться. Относительно "эластичное" предложение. Но это имеет мало отношения к термину "социальный".
Во многих регионах власти, стремясь выполнить программу, смягчают условия и предоставляют потребителям льготы и субсидии: субсидирование в той или иной форме имеется более чем в 60 регионах. Но не все могут себе это позволить в силу возможностей бюджетов. К тому же это есть косвенное признание того, что соцгазификация отчасти пробуксовывает по причине своей не до конца "социальности". О том же говорит и разрешение использовать на эти цели часть маткапитала. Но позвольте, изначально его цели были несколько другие все же. А так его и проесть можно, пока ребенок вырастет.
Где выход? В усилении антимонопольного контроля за ценообразованием в сфере "допуслуг" в рамках программы соцазификации. Раз уж она федеральная, то и стандарты-нормативы должны быть федеральные. Как минимум - предельные коэффициенты наценок с тем, чтобы окоротить региональные ценовые фантазии. По регламентному техобслуживанию - то же самое. Его стоимость в отношении одного и того же оборудования может отличаться в разы в разных регионах. В результате многие отказываются от ТО либо покупают "липовый договор", повышая риск аварий. В идеале базовую стоимость ТО давно уже пора бы включить в тариф газоснабжения, применяя, скажем, фиксированные коэффициенты для особо сложного импортного оборудования.
Отдельная история - газификация так называемых "садоводческих товариществ" - СНТ. Для многих "садовый домик", отстроенный как вполне капитальное сооружение, давно уже превратился в место постоянного, круглогодичного проживания. Однако СНТ не подлежат "бесплатной газификации". Только если оно выведено в разряд "индивидуального жилищного строительства", что сопряжено с довольно объемной бюрократической процедурой. И значит, с деньгами. При этом смысл исключать домовладение в СНТ, если оно подходит по нормативам, из программы газификации, до конца не ясен. Это чтобы что? Видимо, сказывается какое-то еще советских времен предубеждение против этих "дачников", квазимелких буржуа.
В общем программа "соцгазификации" хорошая и правильная, но есть что "подчистить".