Так, в наше время торжествующей политкорректности и ультимативных требований "разнообразия" едва ли не главным критерием оценки как фильмов, так и культурных институций стали половая и национальная принадлежность режиссера или актера, его цвет кожи - качества, которые, легко понять, не имеют отношения к такой категории, как талант или творческая репутация, но именно они все чаще становятся решающими. Последний тому пример - формирование жюри только что завершившегося Берлинского кинофестиваля, где в главном жюри под председательством актрисы Кристен Стюарт на пять женщин - двое мужчин. То есть качели пугливо качнулись в противоположную сторону и вскоре грозят вовсе вывести мужской пол из употребления в кинобизнесе.
Только что Гильдия киноактеров США увенчала целой россыпью премий сюрреалистическую комедию абсурда режиссеров Дэниэла Квана и Дэниэла Шайнерта "Все, везде и сразу", высоко оценив работу актрисы Мишель Йео в главной роли и одарив ее своей главной наградой. Ее героиня - прачка Эвелин Ван - озабочена предстоящим китайским Новым годом, стычками с мужем, упрямством старика отца, не признающего лесбийские наклонности не в меру пухлой дочки Джой, а главное - непомерными налогами, которые начислены ее китайской прачечной. И она отправляется в налоговую инспекцию уговаривать инспектора Дейдру (роботоподобная Джейми Ли Кертис - бездушное создание из мира щедринских "органчиков"). Та неумолима, и тогда в деловитой прачке и ее рохле муже обнаруживаются скрытые ресурсы вселенских масштабов - начинаются мгновенные перевоплощения, перескоки из мира в мир, где каждый из персонажей, как в компьютерном квесте, обретает иной облик и возможности.
Надо отдать должное актрисе: Мишель Йео великолепно приспособилась к новой компьютерной реальности, доминирующей в современном массовом кино, - она демонстрирует чудеса лицедейства и совершенство физической формы. Но эти качества ценятся скорее в цирковых аттракционах, чем в традиционном актерском искусстве, имеющем в виду такие категории, как психология персонажей и некие переклички экранного действа с реальной жизнью каждого из нас, - параллели, способные волновать зрителей и побуждать их к размышлению. Ничего этого, понятно, в фильме "Все, везде и сразу" не предусмотрено - это чисто аттракционное шоу наподобие азартных видеоигр, и актерские качества, которые так великолепно демонстрировала та же Мишель Йео в "Мемуарах гейши", в этом фильме просто не востребованы.
Стало быть, мы становится свидетелями кардинальных перемен в самих критериях актерского мастерства, признаваемых актерской Гильдией. Она теперь готова восхищаться физической формой и способностью к смене масок-аватаров, а решающим аргументом за лидерство считать тот факт, что Мишель Йео - первая азиатская актриса, завоевавшая столь высокое признание коллег.
Я искренне рад успеху Мишель Йео. Но ставить ее акробатическую роль выше виртуозной психологической работы, скажем, Кэйт Бланшетт в фильме "Тар" - это как сравнивать отвагу гимнастки под куполом цирка с исполнительницей роли Офелии или Дездемоны. Конечно, современное кино вбирает в себя краски всех искусств, но обозначившийся тренд в его критериях и оценках ведет, по-моему, в тупик. Это как балет судить по законам фигурного катания: искусство и спорт, сколько бы ни сближались, все же представляют разные весовые категории.
Впрочем, спорить с ураганом бесполезно, а то, что происходит с критериями, - неотвратимо, как ураган. То, что он способен окончательно снести с лица земли кино как искусство, уже отчетливо видно, но мало кого настораживает: кому нужны мозговые усилия в век компьютера!