27.02.2023 16:30
    Поделиться

    Между нами тает лед: Как прошло международное авторалли на Амуре

    Лед пограничной реки Амур в эти выходные таял на глазах - к теплым дням февраля добавил огня большой международный турнир России и Китая. Сначала спортивные страсти кипели в хоккейных матчах на коробке, установленной посередине реки, а во второй день здесь прошло уникальное событие - первое международное ралли.

    Оно состоялось с отсрочкой в три года - пандемия коронавируса не дала провести гонки в 2020 году. Тогда состоялись только хоккейные матчи. Спортсмены двух стран устроили настоящее шоу: ревущие моторы, дрифты, спортивный азарт и битва до последнего коленного вала. Атмосферу большого праздника "Амурская правда" собрала в этом репортаже.

    Два ряда автомобилей - со стороны Благовещенска и со стороны Хэйхэ, а между ними ледовая трасса. Ее оборудовали двумя кругами - малым и большим, в общей сложности это около 3,7 километра. Кажется, расстояние небольшое, но трасса со специально продуманными виражами на скользком льду - испытание для сильных духом.

    - Трассу прокладывали с учетом того, какие именно автомобили будут участвовать и на какой резине, если бы это были профессиональные машины, то и трасса была бы другая, другие повороты и прямые участки, так как такими автомобилями на льду управлять проще, - поясняет главный судья соревнований Алексей Шматок.

    Для всех участников соревнований трасса стала сюрпризом. Перед началом заездов - проба льда. Как выяснилось, некоторые российские гонщики впервые соревновались по льду, тем более - на международном.

    Супруги Муравецкие выходят на трассу вдвоем. За рулем Владислав, а его жена Наталья впервые стала штурманом экипажа.

    - Как правило, штурман в ралли прописывает трассу и говорит пилоту, где какие повороты, в этом случае просто сидит и боится, - шутит глава семьи, который увлекается гонками с 2016 года. - Наша машина больше подготовлена под грязевые летние гонки, но ради опыта можно и в ледовых гонках поучаствовать. Соперники очень сильные - китайцы умеют хорошо ездить, и машины у них подготовленные. На трассе очень слепило солнце, ехал практически наугад, - признался молодой человек уже после заезда.

    Кстати, Владислав прошел отбор и попал в финальные заезды, но не сумел обойти китайского пилота, уступив ему четыре секунды.

    Экипаж на мощном джипе готовится к старту - внутри штурман Михаил Заикин и пилот Артур Федин.

    - Стараемся постоянно участвовать. В основном наша машина подготовлена для трофи, сами мы состоим в клубе "Шатун". Ледовая трасса труднее, ко льду нужно специально готовиться, - говорят гонщики. - Мы только зимнюю резину переодели. По регламенту соревнований шипы нельзя. Машину, конечно, заносит. Главное тут даже не скорость, а умение управлять машиной, суметь удержать ее на трассе и зайти в повороты. С китайскими гонщиками в 2017 году встречались, а потом пандемия - и все планы рухнули. Надеемся, что в дальнейшем будут такие соревнования. Хотелось бы и в Китай покататься.

    "КамАЗ" показал класс на Амуре

    - Черноземье после дождей еще хуже, чем лед, - улыбается победитель ралли "Шелковый путь", призер ралли "Дакар" Антон Шибалов. Он стал специальным гостем в Благовещенске. - Делали тестовый выезд, чтобы понять трассу: все нормально. Это событие потрясающее, и эта история должна быть постоянной. Также это пример и для других регионов. Хотя ваш по-настоящему уникален: я приехал ночью, под утро меня вывели на набережную и показали Китай. Честно, не ожидал, что это настолько рядом. Для команды "КАМАЗ-мастер" теперь это самая дальняя локация.

    "Штучное производство", - так говорил пилот о своем железном коне. Под бортами КамАЗа и в кабине - уникальная "начинка". Например, объем топливного бака - 900 литров, а также внутри специальная система охлаждения. Компьютерное управление контролирует работу всех систем. В экипаже три человека: кроме пилота, это штурман и механик. Как шутит Антон, остальные ему нужны, чтобы менять колеса. Вес одного достигает 150 килограммов, а весь автомобиль со снаряжением весит девять тонн. Доставляли автомобиль на прицепе восемь дней. "Зато всю страну увидели!" - улыбаются механики.

    Внутренности автомобиля Антон Шибалов продемонстрировал губернатору Василию Орлову, который пришел на гонки вместе с супругой и дочкой Катей. Известный своим высоким ростом глава Приамурья с трудом вместился в кабину.

    - Надо подумать, чтобы этап "Шелкового пути" проходил у нас - даже по мосту между Благовещенском и Хэйхэ, - отметил в разговоре с пилотом Василий Орлов, и его поддержал Генеральный консул КНР в Хабаровске Цзян Сяоян.

    - Это будет очень интересная гонка, - согласился пилот Антон Шибалов.

    Для всех зрителей Антон провел показательные выступления - дрифты тяжелого "КамаАЗа" на льду вызвали восторг зрителей, особенно китайских. Кажется, сфотографироваться с машиной легендарной российской команды хотел каждый. Атмосфера на гонках была действительно дружеская - гонщики обеих стран подбадривали друг друга, и даже пограничные ленты не мешали общению собравшихся на льду общей реки.

    - Мы надеемся в будущем продолжать такие соревнования, - признался тренер китайской команды.

    Заезды на адреналине

    Соревнования поделены на два класса, в каждом по 10 машин с каждой стороны. В серийном классе выступали машины с объемом двигателя до 3 литров, в открытом - более мощные, с движком 3-5 литра. В отборочных заездах на старт выходила пара - русский экипаж против китайского. Причем специальной жеребьевки не было, каждым соперник достался случайно - по присвоенному номеру.

    Международный фестиваль зимних видов спорта проходил два дня. 25 февраля на пограничной реке прошли товарищеские матчи по хоккею. 26 февраля, на льду Амура встретились автомобильные экипажи. Соревнования проходят в рамках Годов российско-китайского сотрудничества в области физической культуры и спорта.

    Исполнительный директор Ассоциации развития технических видов спорта в области Алексей Шматок в автоспорте десять лет. В этот раз он не просто возглавил сборную Амурской области, но и стал судьей гонок и по случайности - основным комментатором состязаний. Очень эмоциональным и профессиональным. Он волновался за каждого участника и заряжал зрителей призывами "Вперед!".

    - Изначально не предполагалось, что я буду комментировать все заезды, но так вышло, - не скрывает эмоций Алексей после награждения. - Адреналин шкалил, особенно в финальных заездах. Для нас ребята не новички, участвуют во всех соревнованиях. Я болел за каждого, например, Юрий Игнатенко мог взять золото. Да, получилось серебро, но я знал, что он приедет к подиуму. Многие спрашивали, почему мы приехали на маленьких машинах, а китайцы на таких больших? Но результат налицо: мы можем составить конкуренцию на любом автомобиле. Основа - это мастерство.

    После отбора остались по четыре машины в каждом классе. Это те, кто показал лучший результат по времени. Причем судейство тоже двойное - и российское, и китайское. Четыре пары участвовали в финальных заездах каждого класса. Гонки дальше шли "на выбывание".

    Тысячи зрителей собрались на набережной Амура

    Особая атмосфера царила на набережной реки Амур - на ледовое ралли собрались тысячи людей. К экрану, на котором шла прямая трансляция всего дня соревнований, стекались семьями, а вдоль ограждения выстраивались подготовленные зрители с биноклями. Благодаря обзору с высоты смотреть гонки лучше было именно отсюда.

    Российский гонщик на автомобиле Lada Granta показал класс и обошел в отборочном заезде китайского гонщика на джипе, вызвав бурю эмоций среди болельщиков. "Да Grantа гоняет прилично, она меня на скорости 170 километров в час делала", - признается один из зрителей, наблюдающий за гонками с набережной через бинокль.

    - Когда заезд начинается, делаем ставки, кто выиграет. Вот сейчас Ford однозначно будет первым, - говорит Александр.

    В первом классе "малышей" из четырехтроссийских гонщиков прошел после первого заезда только один. Опытный Юрий Игнатенко остался биться с китайскими соперниками в одиночестве, но в финале все-таки уступил Лю Ян Гану всего три секунды и взял серебро.

    - "Джимник" (Suzuki Jimny - прим. ред.) этот боевой - чемпион Амурской области по трофи-рейдам, - показывает свой компактный джип Юрий Игнатенко. - Машина строилась для грязи. Но меня пригласили поучаствовать - в северном городе Китая Мохе проходили подобные соревнования. Там было более 200 участников. После этих соревнований я "заболел" льдом. В прошлом году стал чемпионом Благовещенска, Белогорска, в этом году тоже два первых места. Китайские соперники сильные, но у меня возникла техническая проблема - заблокировался задний мост, и пришлось так завершать гонку. Это сказалось - не так заходил в повороты, как мог бы. Но в целом классно! У меня очень много друзей в соседней стране, смотрите, даже номер клуба из Китая на моей машине.

    Итоги соревнований: Золото и два серебра: российская сборная подвела итоги авторалли на Амуре

    В классе "Открытый" все сложилось наоборот - борьбу китайским соперникам навязали российские пилоты. Из четырех финальных заездов два экипажа Амурской области пробились в финал и бились за золото турнира. С отрывом в две секунды вырвали победу Сергей Анищенко и Виталий Затворницкий. Серебро взял экипаж в составе пилота Александра Логинова и штурмана Романа Алиева.

    Награждение провели губернатор Амурской области Василий Орлов и заместитель руководителя Секретариата Народного Правительства провинции Хэйлунцзян господин Ма Ли. Медали получили абсолютно все участники соревнований. Надписи на них нанесены на двух языках - русском и китайском. Также кубки вручили капитанам сборных двух стран. Медали и кубок получили тройки победителей в двух группах соревнований.

    - Считаю, что все задуманное удалось. Авторалли мы проводили впервые по инициативе китайской стороны, победили сильнейшие, - отметил губернатор Василий Орлов. - Думаю, в следующем году будет больше и стран-участниц, и пилотов. Благодарю за поддержку фестиваля министра спорта России Олега Васильевича Матыцина, компанию "Русский уголь" и группу компаний "Регион", команду "КАМАЗ-мастер", которая провела блестящие показательные выступления. Спасибо пилоту Антон Шибалову, мне кажется, это зрелище порадовало всех благовещенцев и наших китайских друзей.

    Гонка за предложением

    Единственный пилот-девушка на этих соревнованиях Марина Караблина из Благовещенска три года гоняет на ралли и трофи, но на льду - ни разу.

    - Лед вижу первый раз. Это очень сложно, но желание огромное! - призналась "Амурской правде" девушка, еще не зная, какой сюрприз, кроме удачного заезда, ждет ее в этот день.

    Ее штурман Дмитрий Шифманович попросил слова после награждения - прямо на льду перед всеми участниками соревнований.

    - Сегодня были классные соревнования, спасибо организаторам. Но я хочу пригласить любимую - Марину, она пилот. Ты выйдешь за меня? - спросил молодой человек.

    Бурные аплодисменты, большой букет алых роз и робкое: "Да, выйду за тебя!" - приятным сюрпризом для единственной девушки-пилота закончился этот турнир. Уже после Марина призналась, что не ожидала такого, а Дмитрий и вовсе переживал, что неполадки с машиной накануне гонок лишат его возможности сделать эффектное предложение.

    - Отказал автомат, отказала задняя передача и была только одна. До двух ночи ремонтировали, - рассказывает Дмитрий.

    - А я только фамилию свою нанесла на машину, теперь придется менять! - смеется счастливая невеста. - Это первые наши ледовые гонки, но уже затянуло! Соревноваться было сложно, у них (китайцев) были объемы побольше. Но я считаю, пробиться в финальные заезды - это уже большое достижение. Тем более я здесь одна девушка.

    Пара пока не знает дату будущего торжества, но уверена: в следующем году обязательно снова примет участие в международном ледовом ралли, которое планируют сделать традиционным на пограничном Амуре.

    Возрастная категория материалов: 18+

    Поделиться