"Удмуртская правда" сообщает: "В Ижевске состоялся Единый день профилактики мошенничеств. Он был организован Управлением МВД России по Ижевску и Национальным банком по Удмуртии в Ижевске".
Повод для беспокойства серьезный: только за прошлый год в республике возбуждено более двух тысяч уголовных дел по фактам мобильного мошенничества. Как с этим бороться? Правоохранители дают простой совет: не отвечать на звонки с незнакомых номеров, игнорировать сомнительные смс-сообщения, "выгодные" предложения в письмах на электронную почту.
Бывают довольно курьезные случаи. Одной пожилой женщине позвонили и сообщили, что ее внук попал в аварию, и чтобы уладить ситуацию, надо перевести деньги на указанный банковский счет. Женщина, не мешкая, перевела деньги злоумышленникам и только после этого обратилась в полицию. Тут и выяснилось: у нее и внука-то никогда не было…
Сейчас злоумышленники придумали новый способ мобильного мошенничества. Они представляются сотрудниками банка и говорят, что в условиях нынешних антироссийских санкций выгоднее было бы перевести свои накопления на безопасный счет Банка России. Следовать таким "добрым советам" ни в коем случае нельзя. Нередко люди переводят мошенникам не только свои накопления, но и дополнительно оформляют кредит в банке. И даже когда сотрудники банка, замечая неладное, пытаются отговорить клиента от совершения опасной транзакции, ни на какие уговоры люди не реагируют. И лишаются своих накоплений.
О похожей ситуации рассказал корреспонденту газеты "Удмуртская правда" уполномоченный Управления МВД России по г. Ижевску Юрий Баймачев. Полицейские побывали в магазине, где незадолго до этого покупательница попалась на уловку телефонных мошенников.
- Я сразу поняла, что здесь что-то не так, пыталась уговорить женщину прервать разговор, но та не реагировала на уговоры, - сообщила им заместитель директора супермаркета Наталья Тарасова оказалась свидетельницей телефонного разговора пострадавшей с мошенниками. - Будучи абсолютно уверенной, что разговаривает с сотрудником банка, она продолжала раз за разом небольшими суммами переводить деньги на счет, который ей продиктовали мошенники. В результате отдала злоумышленникам более 87 тысяч рублей. Позднее она обратилась в полицию, и до сих пор уверена, что украденные деньги обязательно вернутся на ее банковскую карту, что вряд ли возможно. Вот такая доверчивость и наивность…
Если раньше считалось, что пожилые люди - наиболее уязвимая категория, то теперь, по данным департамента Банка России по информационной безопасности, основной категорией граждан, которые страдают от действий телефонных мошенников, стали люди в возрасте 28-55 лет. Это объясняется тем, что они активно используют мобильные гаджеты не только как средство связи, но и для различных финансовых транзакций. А это значительно сокращает путь мошенникам к достижению их преступной цели.
По итогам Единого дня профилактики мошенничеств сотрудники полиции провели разъяснительные беседы с 1300 жителями Ижевска. Всем им были вручены профилактические памятки, в которых указаны пять основных признаков телефонного мошенничества.
1. Любой неожиданный звонок, смс-сообщение или письмо по электронной почте - это повод насторожиться.
2. Вас радуют внезапной выгодой или пугают неминуемой потерей денег. Сильные эмоции притупляют бдительность.
3. На вас давят эмоционально, торопят действовать поскорее, чтобы у вас не было времени все обдумать
4. Предлагают получить компенсацию или вложиться в инвестиционный проект.
5. Просят сообщить персональные данные, реквизиты карты, пароли и коды…
Красноярский "Ростелеком" провел интерактивный урок по кибербезопасности, сообщила газета "Красноярский рабочий" (контент-партнер "Российской газеты").
Ребята слушали лекцию, смотрели ролики про виртуальные угрозы, дискутировали и участвовали в тематической викторине.
"Дети, которым по 10-15 лет, пользуются гаджетами, посещают сайты, общаются в социальных сетях, но порой даже не догадываются о том, какие угрозы могут существовать в цифровой среде. При этом опасность представляют не цифровые технологии сами по себе, а люди, использующие их в нечистоплотных целях. Наша задача - научить детей быть осмотрительными в интернете и дать им практические советы, как избежать неприятностей", - сказал руководитель направления по информационной безопасности Красноярского филиала "Ростелекома" Вячеслав Ковалев.
Киберурок заинтересовал не только детей, но и взрослых - педагогов и воспитателей детского дома. "Ребята быстро погрузились в тему, активно отвечали на вопросы и приводили примеры из своей жизни. Это хорошая практика, ее следует продолжать", - считает руководитель Красноярского регионального фонда "Красноярье без сирот" Руслан Мокроусов.
Газета "Вечерний Челябинск" сообщила: "Больше 15 тысяч южноуральцев писали "Диктант по информационной безопасности". Большинство участников получили хорошие оценки: средний балл - 73 из 100.
Активнее всех оказалась молодежь: студенты и школьники до 18 лет. На втором месте - интернет-пользователи в возрасте от 35 до 44 лет. Кроме южноуральцев диктант прошли жители Свердловской, Самарской, Нижегородской и Ленинградской областей.
- В тексте диктанта смоделированы ситуации, позволяющие распознавать фальшивые сайты и электронные письма, признаки взлома аккаунта и другие проявления активности подозрительных "доброжелателей, - рассказала замминистра информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области Екатерина Давыдова. - Мы ежедневно подвергаемся угрозам онлайн-мошенников в интернете. Поэтому подобные обучения проводим регулярно.
А газета "Двина 29" (Архангельск) обратилась к читателям с таким советом: "Родителям не стоит оставаться равнодушным к тому, как их ребенок проводит время в Интернете".