28.02.2023 15:13
    Поделиться

    Как бороться с ростом цен на потребительские товары

    Продовольственное эмбарго в любой форме способствует образованию перекосов в ценообразовании потребительских товаров. К примеру, в 2014 году вопреки какой-либо логике первым, что подорожало в стране, была гречневая крупа. Последующий "гречневый" ажиотаж среди населения продлился до марта 2015 года.

    Ответом отрасли решено было сделать резкое увеличение посевных площадей: действительно, уже в 2016 году в стране сняли первый рекордный урожай гречихи (1,2 миллиона тонн - по данным Росстата), а в 2017 году - 1,7 миллиона тонн. В результате цены на крупу пошли вниз. Вместе с тем рекордные урожаи в стране привели к перепроизводству и, как следствие, к сложностям с реализацией.

    Аналогичная история повторилась с сахаром, когда вследствие переизбытка производства в 2019 году сельхозпроизводители понесли ощутимые потери. В ответ отраслевые специалисты рекомендовали сократить посевные площади, что в 2020 году открыло дорогу для заявлений о дефиците. Такие же истории произошли с подсолнечником, картофелем и другими овощами открытого грунта.

    Судя по открытой информации, растениеводство в стране регулируется в зависимости от определенных событий, но без учета возможных рисков (к примеру, непогоды). В условиях сложно предсказуемого сельхозпроизводства ценовая политика, как показывает российский опыт, может легко подвергаться перекосам и спекуляциям. На данный момент на рынке вновь складываются подобные условия. Говорится даже о каком-то "огуречном ралли", призванном обосновать несоответствие цены и реальной стоимости товара. Каких-то серьезных механизмов для борьбы со спекуляцией на государственном уровне, в том числе мер антимонопольного плана, пока предложено не было.

    При этом государство у нас доминирует во многих отраслях экономики, и зачастую это обусловлено интересами национальной и экономической безопасности. Когда государство начнет определять, что именно необходимо для продовольственной безопасности, и спускать определенный госзаказ, гарантируя крестьянину его госзакупку по реальной цене, тогда и рынок начнет принимать цивилизованные формы. Современные формы нужно придать и дотациям: отраслевые лоббисты сельхозпроизводителей выступают то за льготы по ценам на горюче-смазочные материалы, то за гарантированный выкуп урожая. Но все эти инициативы носят разрозненный характер, хотя требуется объединить усилия Минсельхоза, ФАС, Минпромторга и Минфина и донастроить общую политику поддержки фермеров, повысить субсидии селу в расчете на гектар обрабатываемой площади.

    И, конечно, баланс между внешним и внутренним рынком не будет возможен без того, чтобы сделать ряд традиционных сельхозкультур массовыми для российского сельхозэкспорта. Поэтому серьезный подход к экспорту, как и стабилизация цен на внутреннем рынке, требует не латания дыр в экономике хозяйств новыми льготными оборотными кредитами, а серьезного расширения мощностей по выращиванию и переработке, гибкой политики российских фитосанитарных властей и государственного подхода к планированию сельхозполитики.