28.02.2023 16:03
    Поделиться

    В Севастополе система онлайн-контроля за строительным мусором дала сбой

    В 2020 году в Севастополе создали систему онлайн-контроля за перемещением строительных отходов. Подрядчиков обязали установить на грузовики датчики ГЛОНАСС и подключиться к электронной системе слежения. Без этого нельзя работать по госконтрактам. Передвижение мусоровозов можно отслеживать на карте в режиме реального времени.

    Подрядчики и застройщики также обязаны получать в департаменте городского хозяйства Севастополя разрешения на вывоз мусора со стройплощадки. Это обязательное условие перед началом строительства. При этом необходимо заключить договор с лицензированной фирмой о вывозе и утилизации отходов, подтвердить сметой объем мусора или снятого грунта.

    Таким образом власти города пытались решить проблему свалок. Их число стало быстро увеличиваться после того, как в Севастополе развернулись крупные стройки социальных объектов, реконструкция дорог и коммуникаций. Водители грузовиков, вместо того чтобы сдать мусор на переработку, сгружали его в ближайший лес или овраг. Новые свалки постоянно фиксировал Севприроднадзор и общественники.

    Система отслеживания была создана в департаменте цифрового развития Севастополя, без привлечения дополнительных бюджетных средств. Грузовики с мусором добавили в систему, которая отслеживает передвижение скорой помощи, коммунальной техники, школьных автобусов. Треки машин хранятся в базе несколько месяцев: если обнаружится свалка, можно выяснить, какая машина побывала на этом месте, и наказать виновных.

    Как заверили "РГ" в департаменте городского хозяйства, система все еще работает, доступ к онлайн-карте есть у сотрудников ведомства. Однако карта так и не стала доступна жителям города и общественникам, как обещали.

    - Передатчик ГЛОНАСС должен быть установлен на машинах, которые перевозят мусор, без этого подрядчикам не выдают разрешение на перемещение строительных отходов, - сообщили в пресс-службе департамента.

    В Севприроднадзоре отметили, что система помогает контролировать законность перевозки строительных отходов.

    - Есть добропорядочные подрядчики, которые получают разрешение и выполняют все требования. Их транспорт можно увидеть на карте, - сообщил представитель Севприроднадзора Андрей Тихомиров. - Если от жителей поступает сигнал о том, что мусор сбрасывают в лесу, мы сразу можем проверить, чей это грузовик, есть ли разрешение, и далее принять меры.

    Однако за три года свалок в городе меньше не стало, горы строительных отходов вырастают на пустырях, в лесах, в садовых товариществах. В прошлом году прогремел скандал, когда огромная свалка площадью 3,2 гектара образовалась на действующем городском кладбище "Мекензиевы горы".

    Общественники говорят, что договоры о вывозе строительных отходов, как правило, заключают для галочки, чтобы выполнить требование властей. А на практике мусор со стройки забирают другие грузовики, не занесенные в систему. И они могут выгрузить его где угодно.

    - Система онлайн-контроля ни к чему не привела. Отследить мусоровозы элементарно, но это никому не выгодно, - считает региональный представитель Национального комитета экологической безопасности Валерий Стрюков. - Мусор прячут по оврагам, грудами свозят на кладбища. Это теневой бизнес. Если бы система контроля заработала, проблему бы решили. 90 процентов строек в Севастополе - это государственные объекты. В смету включены деньги на вывоз и утилизацию строительного мусора, солидные суммы. Но легче выбросить мусор в лесу, а деньги положить в карман.

    Только за 2022 год природоохранная прокуратура Севастополя зафиксировала более 50 фактов нарушения законодательства при обращении с отходами. Свалки площадью от 500 квадратных метров до 1,5 гектара находили возле Триумфальной арки в честь 200-летия Севастополя, у памятника 365-й зенитной батарее "Высота Горная", в лесополосе балки Бермана, на сельхозземле в долине Кара-Коба и других местах.

    Даже если виновных удается поймать за руку, штрафы их не пугают: как правило, они оказываются физлицами и отделываются несколькими тысячами рублей. Другое дело - ответственность владельцев участков, на которых образовалась свалка. Они обязаны за свой счет ликвидировать свалку и возместить ущерб природе. В 2022 году по иску прокуратуры суд обязал собственника участка на Монастырском шоссе возместить ущерб 18,7 миллиона рублей.

    Однако этот пример скорее исключение, такие дела могут рассматривать в суде годами, владельцы участков под любым предлогом стараются избежать наказания.

    Проблему пытается решить межведомственная рабочая группа при прокуратуре Севастополя. При проверке выяснилось, что в департаменте городского хозяйства разрешения на перемещение строительных отходов выдают с нарушениями, не ведут контроль за тем, как подрядчики выполняют обязательства. У департамента даже нет сведений, какие контракты заключены в городе. А у госзаказчиков отсутствует информация о выданных, исполненных, аннулированных разрешениях на перевозку строительного мусора. В прокуратуре считают, что только ежедневная совместная работа чиновников и правоохранителей поможет наказать виновных и изменить ситуацию к лучшему.

    Поделиться