Производство туалетной бумаги в России достигло исторического максимума

Производство туалетной бумаги по итогам 2022 года составило 6,986 млрд рулонов. Это на 1,2 млрд рулонов, или 21,06%, больше, чем в 2021 году. Такого ажиотажа не было даже во время пандемии. Как отметили "Российской газете" в Рослесинфорге, это новый исторический максимум.
iStock

"Можно говорить о том, что ситуация в этом сегменте рынка благоприятная и дефицита продукции не предвидится. Производство целлюлозно-бумажной продукции показывает рост, а не спад", - отметили в пресс-службе Рослесинфорга.

Основными производителями туалетной бумаги в прошлом году стали Татарстан, Ленинградская, Тульская, Калужская, Ярославская, Челябинская и Костромская области, Краснодарский край, Коми, Адыгея, все регионы Сибири и Урала.

Глава ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности "Бумпром" Юрий Лахтиков рассказал "РГ", что туалетная бумага и салфетки - лидеры по производству среди всей целлюлозно-бумажной продукции. По данным ассоциации, рост составил около 30%.

На каждого жителя России производится 45 рулонов туалетной бумаги в год, это заметно выше спроса

"Туалетной бумаги нам точно всем хватит. Раньше мы поставляли на экспорт тугие рулоны бумаги, из которых за границей делали туалетную бумагу. Потому что везти саму туалетную бумагу за рубеж нет смысла - она очень легковесная, и логистика получается очень дорогой", - сказал Лахтиков. Когда из-за санкций поставлять рулоны стало нельзя, компании на северо-западе России начали сами заниматься переработкой этой бумаги, в том числе в туалетную бумагу, поэтому сейчас предложение превышает спрос.

"В принципе в нашей стране туалетную бумагу производят в основном российские компании. Есть компании с иностранным участием, например турецким, но они продолжают работу", - отметил Лахтиков. Согласно подсчетам Рослесинфорга, компании в 2022 году выпускали почти 45 рулонов бумаги в год на одного жителя России, при этом в 2020 году годовое потребление составило не более 35 рулонов на душу населения.

Инфографика "РГ"/Антон Переплетчиков/Светлана Задера

Массовая покупка туалетной бумаги - это не что-то новое. Во время начала пандемии, например в Германии, рост производства туалетной бумаги составил 700%. Магазины в США и Канаде тогда ограничивали количество упаковок, которое может купить один человек. В некоторых супермаркетах Великобритании она тогда просто временно закончилась. Австралийская газета выпускала восемь дополнительных пустых страниц, чтобы они были у читателей под рукой, если туалетной бумаги все же не хватит. В Рослесинфорге отметили, что в России в 2022 году заводы стали наращивать производство весной, чтобы восполнить всплеск потребления на фоне ажиотажного спроса на туалетную бумагу.

Так, Виктория, читательница "РГ", рассказала, что с середины прошлого года как раз покупает туалетную бумагу на семью из трех человек большими партиями - начала с 80 рулонов, сейчас берет почти по 150. "Меня тревожило, что в какой-то момент в магазине может закончиться туалетная бумага. Или ее могут заменить бумагой более низкого качества. Я решила заказывать ее большими партиями. Из-за меня не создается дефицит или огромная очередь в магазине - заказываю онлайн. Зато в быту одной проблемой меньше", - рассказала она "РГ".

Такой спрос связан с ажиотажным потреблением, что никогда не бывает рациональным, говорит доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г.В. Плеханова Илья Маркин. "Массами завладевает какая-то идея, которая кажется им наиболее правильной, и в итоге все действуют исходя из данной предпосылки. Поэтому в итоге мы видим пустые полки, с которых исчезли гречка, сахар и еще какие-либо продукты", - рассказал Маркин. Он отметил, что в отличие от продуктов у туалетной бумаги нет срока хранения, поэтому она более привлекательна для покупки. "Так диктует логика выживания вида - надо делать запасы, и находится вариант, не портится, много места не занимает, в быту абсолютно незаменим. Вывод? Брать, и брать побольше", - добавил эксперт.

Ученые-психологи из Вестфальского университета имени Вильгельма и Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Германии, а также Университета Санкт-Галлена в Швейцарии изучили вопрос повышенного спроса на туалетную бумагу и пришли к выводу, что наиболее эмоциональные и сознательные люди покупают туалетную бумагу в больших количествах, так как это акт заботы о близких. Другой занятный факт исследования, что пожилые люди склонны совершать такие покупки. Результаты были опубликованы в журнале PLOS One. В марте прошлого года Россия в качестве ответных санкций запретила экспорт березовой древесины. Как сообщал Bloomberg, это отразилось на качестве и цене туалетной бумаги в Европе, так как сырье стало дороже примерно на 45% из-за роста цен на электроэнергию.