Напомним, что в январе КНР открыла границы для зарубежных туристов. А 6 февраля были разрешены и поездки китайских организованных групп за рубеж. Любители туризма бросились бронировать туры, в том числе в Россию. И у нас спрос на авиабилеты в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу вырос на 70 процентов. Однако все оказалось не так просто. Между нашими странами действует соглашение, заключенное в феврале 2000 года, которое позволяет организованным туристам в группе от 5 до 50 человек въезжать в соседнюю страну по спискам без оформления визы на срок до 15 дней. 31 января 2020 года - в начале пандемии - его действие было приостановлено распоряжением правительства. И хотя само это распоряжение уже отменено, технические вопросы возобновления безвиза не урегулированы: идет согласование списков принимающих туристических компаний. И число рейсов пока что не достигло и 10 % от показателей до пандемии, хотя минтранс обещает, что их количество будет расти. Поэтому туристам из двух стран придется еще немного подождать.
- Москву и Петербург посетили организованные группы граждан КНР, которые оформляли визы в Россию. Безвизового режима между нашими странами все еще нет, - поясняет эксперт по туризму Майя Котляр. - Насколько мне известно, соответствующее соглашение готово, но еще не утверждено. Возможно, это произойдет в марте. Но в любом случае наплыва китайских туристов в российские города - 1,5 млн ежегодно, как раньше, пока ждать не стоит. Восстановление авиасообщения - это непростой процесс. Сейчас в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу летает наш "Аэрофлот". К нам летают китайские авиакомпании, но только в центральный регион. Однако этих рейсов единицы, этого, конечно, недостаточно. Нужно понимать, что в Поднебесной опасаются параллельных санкций США, которые могут последовать, если китайские авиакомпании массово полетят в Россию. И еще один фактор: в Китае сейчас нельзя заправлять и обслуживать наши самолеты с двойной регистрацией, а поскольку речь идет о дальних перелетах, это серьезно усложняет ситуацию.