В 2022 году Россия поставила на внешние рынки 16% от общего объема выпуска, тогда как в 2021 году эта доля составляла 21%.
Почти половина экспорта в натуральном выражении (49%) пришлась на долю мучных кондитерских изделий, 37% - на шоколад, 14% - на сахаристые изделия. При этом шоколад принес половину выручки, мучные и сахаристые изделия - 33% и 17% соответственно.
Сергей Носенко пояснил, что в прошлом году на экспорт повлияли колебания курсов валют и закрытие отдельных рынков. По данным федерального центра "Агроэкспорт" при Минсельхозе, страны ЕС снизили закупки наших сладостей в денежном выражении на 57%, Китай - на 56%, Саудовская Аравия - на 73%. Правда, ключевые покупатели - Казахстан и Беларусь, на которые приходится почти половина поставок российских кондитерских изделий, - нарастили импорт на 20% и 23% соответственно.
В этой ситуации необходимо уделять больше внимания Латинской Америке, Азиатскому региону и в целом дружественным странам, считает Носенко. По прогнозам эксперта, в 2023 году ожидается рост экспорта кондитерских изделий на 36%, до 815 тыс. тонн, а к 2024 году поставки достигнут 1 млн тонн.
По данным "Асконд", объем производства кондитерских изделий в России в прошлом году снизился всего на 2,1% - с 4,089 млн до 4,003 млн тонн. Среднедушевое потребление сладостей выросло с 25,2 до 25,5 кг в год.