Больница Кащенко, "Канатчикова дача" (а ныне клиническая психиатрическая больница N 1 имени Н.А. Алексеева) помнит Владимира Высоцкого и Иосифа Бродского, трагически погибшего городского голову Николая Алексеева, хранит образцы творчества больных шизофренией.
В играх народного воображения психиатрия неразрывно связана с галоперидолом, смирительными рубашками и прочими ужасами. На самом же деле в "Кащенко" ничего подобного никогда и не было. Больница для душевнобольных с самого создания была "душевной", на ее строительство в конце XIX века собирали деньги буквально всем миром. Больничный музей и сейчас хранит список меценатов. Судя по нему, жертвовали деньги и богатые, и бедные. Самое мелкое перечисление - 5 рублей, а самое большое - аж 300 тыс. от купца Флора Ермакова.
Клиника изначально, как и сейчас, носит имя московского городского головы Николая Алексеева. Именно по его инициативе и началось ее строительство: Москве просто негде было лечить психических больных. Николаю Алексееву, его насыщенной жизни и трагической смерти посвящена отдельная часть музейной экспозиции. Столичный градоначальник, благодаря которому появилась больница, по иронии судьбы был убит душевнобольным. Бедолага получил тяжелое ранение в живот, его пытался спасти сам Николай Склифосовский: выдающийся хирург провел сложнейшую операцию, и все бы закончилось хорошо, но началось заражение. А спасительные антибиотики тогда еще не были открыты.
Перед смертью Алексеев завещал довести стройку до конца. И москвичи исполнили волю головы, психиатрическая больница открылась в 1894 году. Ей присвоили его имя. Впрочем, еще тогда в народе начал зарождаться и другой топоним: дело в том, что под строительство клиники городские власти выкупили земли купца Канатчикова. И впоследствии больницу стали называть "Канатчиковой дачей". Помните, у Высоцкого - "Вся Канатчикова дача у экрана собралась"?
Дорога к музею идет по исторической территории больницы, дорожки ведут к корпусу из красного кирпича, бывшему мужскому отделению для беспокойных пациентов. Сам музей расположен именно там, в помещениях, где раньше находились палаты. А теперь это залы с четко намеченной экспозиционной структурой. В историческом зале можно увидеть, чем занимались психбольные в начале XX века - представлены элементы трудотерапии. Сохранился здесь, например, небольшой ткацкий прибор и плетеная корзина - работы первых пациентов.
В те годы благодаря работе врачей Алексеевской больницы (в особенности ее руководителей Виктора Буцке и того самого Петра Кащенко) в психиатрии произошел переворот. Больницы для душевнобольных ассоциировались с цепями, подвалами, скудным питанием. Но Виктор Буцке и Петр Кащенко настаивали на том, что такие пациенты должны лечиться в атмосфере, приближенной к домашней. Ну и питаться, соответственно, по высшему разряду. В музее сохранилось меню первых пациентов.
"Борщъ польскiй, щи кислыя, шнель-клопсъ, картофельная драчена, жареная севрюжка, желе изъ клюквы" - это набор из далекого 1894 года. "Ишь ты, как в "Метрополе", - говорил в таких случаях еще один знаменитый литературный пациент Иван Бездомный.
А вот и распорядок дня, сохранившийся примерно с той же эпохи. Думаю, если бы мы, здоровые (ну вроде бы) люди жили так, то московский стресс был бы сведен к минимуму. К 8 утра все пациенты вставали, умывались и завтракали, потом шли на работу, после которой обязательно гуляли. С 12 до 13 обедали. Потом снова чередовали рабочую деятельность с пребыванием на свежем воздухе и чаепитием. Кстати, с точки зрения природного комфорта в "Кащенко" и сейчас идеально: больничный ансамбль уходит как бы в парк в сторонку от Загородного шоссе, и шумов города тут не слышно. А тогда здесь наверняка и вовсе было райское местечко.
Особое впечатление оставляют картины пациентов. Я не искусствовед, поэтому запросто спутаю портреты больных шизофренией с картинами Михаила Врубеля (он, кстати, тоже страдал душевной болезнью). Первое, что бросается в глаза - нестандартные пропорции в портретах. У меня, как у начинающего художника, есть чудовищные ошибки в пропорциях контура лица или предмета относительно листа, чаще всего изображаемое получается слишком мелким (вспоминается картина Карлсона, который живет на крыше, "Очень одинокий петух"). А здесь прослеживается четкое стремление заполнить все пространство. Диспропорции лица, шеи и рук вызывают какое-то магическое ощущение, именно так воспринимает мир душа больного. И кто знает, чье восприятие правильнее? Этого не поймешь толком, особенно неопределенность тревожит, когда вглядываешься в глаза изображенных людей и животных. В центре зрачков у них - пространство белого цвета, что-то типа блика на засвеченных фотографиях. Такие бывают у мультяшек из анимэ. Возможно, это и есть зеркало души, которое не каждый способен увидеть в собственных глазах?
Попасть в музей "с улицы" просто так не получится, надо записываться на экскурсию. Стоит сказать, что ПКБ N 1 - открытое лечебное учреждение во всех смыслах слова и постоянно организует посещение экспозиции для всех желающих. Следите за объявлениями в официальной группе больницы "ВКонтакте".
Как добраться до больницы:
ст. м. "Академическая" - 9 остановок на автобусе 121; 10 остановок на маршрутке 421м.
ст. м. "Тульская" - 3 остановки на автобусе 41, 121, 826, маршрутке 421м.
ст. м. "Шаболовская" - 7 остановок на трамвае 26, маршрутке 244м, 439м.
ст. м. "Крымская" - 2 остановки на трамвае 26, 38.