01.03.2023 18:56
    Поделиться

    Лимаренко: Сахалин будет в первой десятке комфортных для жизни регионов России

    За пять лет уровень газификации в Сахалинской области вырос в четыре раза, и работы еще продолжаются. Регион обеспечил комфортные условия для жизни и готовится дальше развивать экономику. Об этих и других планах на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
    Валерий Лимаренко: У нас в регионе одна из самых высоких зарплат в стране.
    Валерий Лимаренко: У нас в регионе одна из самых высоких зарплат в стране. / Олеся Курпяева

    Сахалинская область по итогам 2022 года вошла в топ-25 наиболее комфортных для жизни субъектов России. Как удалось этого добиться?

    Валерий Лимаренко: У нас 18-е место, но я считаю, что мы должны быть в первой десятке. И будем за это бороться, улучшая показатели. Прежде всего, потому что за каждым из них стоят интересы простых людей.

    В регионе одна из самых высоких зарплат в стране, самый большой социальный пакет, высокий уровень доступности медицины и сама медицина на высочайшем уровне. То же самое с системой образования.

    Мы стали строить гораздо больше жилья, чем когда-либо в современной истории области. В 2021-2022 годах вводили более 500 тыс. кв. м жилья в год. Это больше 1 кв. м. на человека. В планах этого года аналогичный объем. Кроме того, мы подготовили площадки, чтобы обеспечить такие же объемы ввода на ближайшие пять лет. Каждая третья стройка на Сахалине - социальная. Это жилье для переселения из аварийного фонда и работников социальной сферы. Благодаря этому мы досрочно закрыли первую программу расселения "аварийки". Приступили ко второй.

    За два года (2021-2022) расселено более 170 тыс. кв. метров - 7850 человек улучшили жилищные условия. В этом году под расселение сдаем порядка 100 тыс. квадратов. Всего до конца 2026 года планируем расселить почти 720 тыс. кв. метров, где проживают 32,4 тыс. человек. Сейчас делаем упор на строительство крупных жилых микрорайонов со всей необходимой инфраструктурой - детскими садами, школами, объектами культуры, поликлиниками.

    В регионе работает программа, когда вместо первичного взноса на ипотеку можно отдать квартиру по типу трейд-ин

    Люди должны жить в комфортных условиях не только в квартире, но и за ее пределами. Поэтому мы приводим в порядок дворы, подъезды, дороги, общественные пространства. Мы следим за чистотой, у нас всегда убран снег. Его начинают убирать с момента, когда он начинает падать. А летом у нас улицы, в буквальном смысле слова, пылесосят как квартиру. У нас почти нет пыли на дорогах. Понятно, что тысячу километров с юга на север не пропылесосишь, но уж Южно-Сахалинск однозначно "чистый под пылесос".

    Когда я пришел, уровень газификации был всего 14%. Сегодня - 57%. Мы газифицируем объекты ЖКХ. Переводим угольные котельные на газ или закрываем. У нас уже работает 40 газовых котельных.

    В центре города находится горнолыжный курорт, а это 30 километров горнолыжных трасс с оборудованными канатными дорогами, с ресторанами, с музыкой, с ночным освещением. В этом смысле мы вообще лучше всех по качеству жизни. Легко добраться. Приятно жить. Учиться, лечиться, все это хорошо и комфортно. У нас чудесный театр. Так что мы должны быть в первой десятке.

    Повышение транспортной доступности Сахалина и Курил - одна из важнейших задач. Как сейчас развивается аэродромная и аэропортовая инфраструктура?

    Валерий Лимаренко: Когда мне говорят, что Сахалин - это транспортный тупик, я отвечаю, что это однозначно транспортный центр. У нас увеличилось количество рейсов в Москву. Теперь даже в пиковые сезоны улететь по доступной цене - не проблема. Внутренние перевозки существенно увеличились. Из Южно-Сахалинска в Оху, Курильск и Южно-Курильск за прошлый год перевезено 108,7 тыс. пассажиров, это исторический максимум. Восстанавливаем прежнюю сеть, появились и новые аэродромы. Построена новая взлетно-посадочная полоса в аэропорту самого северного города Сахалина - Охи. Это особенно важно, ведь там добываются нефть и газ. Начато строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Южно-Сахалинска.

    Даже в пиковые сезоны улететь по доступной цене из Сахалина в Москву не проблема. Фото: Сергей Михеев

    В этом году также сдаем новый аэровокзальный комплекс, который сможет обслуживать до 5 млн пассажиров в год. Сейчас начали строить всепогодную сейсмически устойчивую взлетно-посадочную полосу. Кстати, смотрю на ситуацию в Турции и думаю: у нас же землетрясение в Нефтегорске было. Именно поэтому мы приступили к строительству полосы, которая не боится никаких землетрясений. Это принципиально важно. У нас есть риск возникновения девятибалльного землетрясения. Эта полоса должна устоять. Она дорогая, но это инвестиция на ближайшие 50-100 лет.

    Завершается модернизация Корсаковского порта, сейчас там проводится дноуглубление, а значит, к нам смогут заходить большие суда. Мы себя видим на Северном морском пути как ключевой хаб, где через несколько месяцев уже будет аэровокзал-пятимиллионник. Сможем увеличить пассажиропоток в пять раз как центр транспортного и логистического бизнеса.

    Сейчас проектируем объездную дорогу, чтобы вывести грузовой транспорт из Южно-Сахалинска. В мае приступим к строительству. Планируем построить логистический центр.

    Когда на линию Ванино-Холмск выйдут новые паромы?

    Валерий Лимаренко: Ожидаем через несколько месяцев. Один из паромов - "Александр Деев" - проходит испытания на достроечной верфи во Владивостоке. В этом году он должен выйти на линию. Он способен перевозить в два раза больше грузов, в три раза больше людей, чем старые паромы, и имеет высокий ледовый класс. Благодаря этому перевозки между островом и материком станут более стабильными. Амурский завод также продолжает строительство аналогичного парома "Василий Ощепков". Готовность - 76%. Ожидаем, что паром выйдет на линию в 2024 году. Помимо этого, идет модернизация инфраструктуры паромной переправы в порту Холмска. Первый этап завершаем летом этого года, второй - в декабре. Через год-другой линия Ванино - Холмск будет вдвое мощнее, чем раньше.

    Экономика развивается высокими темпами. Инвестиционный поток растет. С каждым годом в регион приходит все больше и больше инвестиций, 2022 год был рекордным по инвестициям. Несмотря на то, что проект "Сахалин-1" притормозил и мы потеряли 40 млрд рублей инвестиций. Зато приобрели в тех отраслях, где идет диверсификация. Во-первых, по доходу рекорд - 261 млрд рублей. Такого не было никогда. И в структуре около 90-60% - это несырьевой бизнес. В следующем году планируем, что доход составит 290 млрд.

    Вы начали рассказывать про транспортную реформу в Южно-Сахалинске. Скажите, что еще будет сделано?

    Валерий Лимаренко: Мы хотим сделать общественный транспорт наиболее доступным, быстрым, удобным и экологичным средством передвижения. У нас уже работает единый оператор, который в онлайн-формате контролирует всех городских перевозчиков на регулярных маршрутах. Идет строительство нового автобусного парка. Он станет базой для городских и пригородных автобусов. Старый парк располагался в центре города, на небольшой территории и уже не отвечал современным требованиям. Кроме того, он мешал развитию Южно-Сахалинска.

    Новый парк имеет большую территорию. Рассчитан на 350 единиц подвижного состава, в том числе автобусов на газомоторном топливе и электробусов. Мы планируем полностью обновить автопарк. В этом году ожидаем поставку 100 новых автобусов, работающих на метане.

    Железная дорога внутри Южно-Сахалинска становится частью городского общественного транспорта. Когда заработает Корсаковский порт, увеличится интенсивность грузопотока, и эта линия будет перегружена. Мы уже договорились с руководством "Российских железных дорог", что будем строить железнодорожный обход для грузов.

    В одном из планировочных районов и на железнодорожном вокзале Южно-Сахалинска появились транспортно-пересадочные узлы, в этом году построим еще три. Жители по одному билету пользуются и рельсобусом, и автобусом. Время в пути до центра города сократилось с 40 до 8 минут.

    В перспективе построим еще шесть транспортно-пересадочных узлов и 18 станций в пределах Южно-Сахалинской агломерации, в которую входит город Корсаков. Я поставил задачу, чтобы от центра города до конечной станции можно было добраться не более чем за 30 минут.

    Рельсобусы будем использовать как городской транспорт. В будущем он соединит всю агломерацию: Южно-Сахалинск - главное звено, на севере - Долинск, а на юге - Корсаков. Все это становится единым целым, потому что 30 минут - и ты от точки крайней с юга доезжаешь до точки крайней на севере.

    До конца 2026 года на Сахалине планируют расселить почти 720 тысяч аварийных квартир

    К вам на форум "Управление регионом на основе данных" в начале марта приезжает глава минцифры Максут Шадаев. Какие разработки в области цифровизации представит регион?

    Валерий Лимаренко: С этого года мы полностью перешли на цифровое управление данными. Например, цифровизован весь оборот твердых бытовых отходов. Мусоровозы оснащены GPS-навигацией, мы видим каждую машину. Все контейнерные площадки также с камерами, поэтому можно следить, как забирают мусор и потом убирают территорию. Все, что привозится, взвешивается. Летают квадрокоптеры и следят, чтобы мусор не высыпали в каком-то другом месте.

    Цифровизация в здравоохранении. У каждого жителя Сахалина свой электронный медицинский кабинет, к которому имеет доступ врач, где видны все анализы и назначения. У нас есть все необходимое оборудование, которое делает снимки КТ, МРТ. А с расшифровкой данных специалистам помогает искусственный интеллект. Мы взаимодействуем с министерством здравоохранения Российской Федерации по всем вопросам. В каждом ФАПе, в каждой районной поликлинике, в каждой центральной районной больнице есть интернет и необходимая техника для телемедицины, позволяющие проводить консультации специалистам из Москвы. По всей территории Сахалина и Курил распределены 15 высокотехнологичных центров. По итогам прошлого года 90 тыс. человек прошли обследование, и это с учетом того, что у нас всего полмиллиона жителей. В этом году поставлена задача провести 150 тысяч обследований.

    Половина социальных услуг делается автоматически или в режиме одного окна, человеку не надо идти и что-то доказывать. Родился - получи выплаты. Женился - получи документы. Низкий уровень дохода - получи деньги как человек, который за чертой бедности. Кстати, за чертой бедности у нас 3,9% населения. Следим за динамикой каждый день. Если человек поменял работу и стал больше зарабатывать, то он может выпасть из этого списка. И наоборот, мужчина и женщина развелись, жена осталась с ребятишками, значит, падает доход. Мы сразу ее зовем и предлагаем работу или обучение.

    Россия идет на Восток. Не просто на Восток, где солнце встает, а идет туда, где растущие рынки. Фото: Сергей Михеев

    Цифровизация в строительстве. У нас в инвестиционном поле находится около 700 объектов. С помощью информационной системы мы следим за строительством, за каждым проектом с момента замысла и ведем его по клиентскому пути: отвод земельного участка, начало проектирования. По каждой стройке у нас еженедельно проходит анализ всех параметров.

    В целом, за два - два с половиной часа обрабатывается любое обращение от граждан. Мы знаем, о чем говорят люди. Например, в торговле мы знаем цены в каждом магазине. Есть социальные магазины, где цены на 40-50 видов товаров ниже на 15-20%, чем в других магазинах. И мы в режиме реального времени следим за ценами.

    А откуда дешевые товары, кто доплачивает?

    Валерий Лимаренко: Практически никто не доплачивает. Магазины получают товар от заводов-изготовителей без посредника. Всю молочную продукцию, мясо, овощи. Мы себя полностью обеспечиваем продовольствием за счет тепличных хозяйств. Еще у нас есть программа, в рамках которой мы помогаем с транспортировкой этим компаниям, оплачиваем некоторые транспортные расходы. Люди в социальные магазины идут охотно, значит, высокий оборот товара. Четверть всего продовольствия у нас продается в социальных магазинах.

    На стройплощадке Сахалинского нефтегазового индустриального парка завершается монтаж административно-лабораторных корпусов. Сколько резидентов вы планируете привлечь?

    Валерий Лимаренко: 15 резидентов уже есть. Как только появится еще один, будем отводить соседний земельный участок. За 2023-2024 годы они заселятся и будут там работать. Это все российские компании.

    Нефть и газ хоть и играют значимую роль в экономике региона, тем не менее ресурсы не вечны. Что ждет регион в долгосрочной перспективе, скажем, лет через 20-30?

    Валерий Лимаренко: На Сахалине главным бизнесом будет логистика: глубоководные порты, транзит, перевалка грузов. Россия идет на Восток. Не просто на Восток, где солнце встает, а идет туда, где растущие рынки. Мы находимся в центре этих событий. Мы смотрим на глобус со стороны Сахалина и видим себя в центре растущих рынков.

    Будем заниматься переработкой нефтепродуктов, в частности, производством СПГ. Сейчас работаем над поднятием базы стройиндустрии: переработка леса, производство цемента и производные. Переработка сельхозпродукции. У нас сейчас строится агропарк.

    Одна из дочерних компаний "Росатома" будет строить верфи для строительства малотоннажных судов. Также хотим, чтобы вся переработка и хранение российской рыбы, которая сейчас сосредоточена в южнокорейском Пусане, была на Сахалине. Для этого нужен и мощный порт, тогда и наши инвесторы будут вкладывать деньги в строительство холодильников и заводов по переработке рыбы. Эти инвесторы есть, и они сейчас занимаются проектированием, у нас каждый год вводятся новые мощности по переработке рыбы.

    У каждого жителя Сахалина свой электронный медицинский кабинет, к которому имеет доступ врач

    Мы планируем заниматься марикультурой: выращивать гребешок, морских ежей. Сейчас на конкурс для инвесторов выставлено 500 гектаров, которые уже начали приобретать. Основная добыча идет на Курильских островах, и они получили статус зоны с особым налогообложением. Мы уже приготовили лоты для строительства гостиниц, так что скоро там будет большой туристический центр.

    Поделиться