01.03.2023 08:43
Поделиться

Чему школьники могут научить педагогов

В РФ накоплен большой опыт наставничества в образовании. Им поделились участники Всероссийской конференции, прошедшей в Уральском государственном педагогическом университете. Учителя и управленцы из 12 регионов страны обсуждали идеи и технологии передачи опыта и навыков от педагога к педагогу. Как рассказали участники большого педсовета, за два дня им удалось сделать немало открытий: такими разнообразными, иногда неожиданными оказались наработки коллег.
Ирина Устьянцева из Камышлова рассказала, как построить модель наставничества, объединив выпускников учебного заведения.
Ирина Устьянцева из Камышлова рассказала, как построить модель наставничества, объединив выпускников учебного заведения. / Татьяна Андреева/РГ

Оригинальный проект наставничества, например, уже пять лет развивают в Камышловском педагогическом колледже. Учебное заведение выступает координатором, своеобразной биржей наставничества, объединяющей вокруг альма-матер выпускников. А в Ульяновской области банк учителей, готовых поддерживать молодые педагогические таланты, создали на региональном уровне.

- С 2019 года у нас действует закон о статусе педагогических работников. Каждому преподавателю могут на три года присвоить одно из званий - педагог-наставник, педагог-методист или педагог-исследователь, - рассказала Елена Назарова, учитель математики и информатики из Ульяновска.

Вместе со статусом наставника преподаватель получает трех подопечных, которым помогает советами в различных вопросах - от классного руководства до подготовки к профессиональным конкурсам.

В некоторых учебных заведениях наставников прикрепляют ко всем вновь прибывшим, даже если у тех большой опыт, - не для того чтобы обучить педагогическим приемам, а ради приобщения к традициям конкретной школы или вуза. А где-то практикуют креативные подходы в поиске наставников для молодых коллег - пары формируются во время квеста.

На конференции в Екатеринбурге говорили не только о том, как опытные старшие товарищи наставляют молодежь, но и наоборот: чему молодые специалисты могут научить зрелых педагогов. Например, речь идет о компьютерных технологиях, возможностях видеосвязи, подростковом сленге или организации квестов. Такой взаимно обогащающий процесс называют реверсивным наставничеством. Эту тему глубоко изучают в Уральском педуниверситете.

- Мы провели масштабное анкетирование - задействовали семь регионов двух федеральных округов, привлекли более 3000 педагогов и управленцев из городских и сельских школ с различным стажем работы, а также организовали исследовательский конкурс наставнических практик, - поделилась проректор по научно-методической работе УрГПУ Марина Бывшева. - В нынешнем году переходим к созданию модели реверсивного наставничества и верификации полученных данных.

На одном из мастер-классов участники конференции убедились, что реверсивное наставничество возможно не только между педагогами разных поколений, но и между учителями и учениками. Это практическое занятие было посвящено выражению эмоций в цифровой коммуникации.

- Мы, учителя, хотим видеть глаза, лица учеников. При дистанционном обучении, общаясь в мессенджерах, мы часто не видим собеседника, только имя или аватарку. Сегодня мы поделились с коллегами находками: например, что ожидают обучающиеся от педагога в ситуации удаленного общения, как интерпретирует педагог поведение ребят. Кстати, они, в отличие от учителей, не переживают, когда во время конференц-связи пропадает изображение, - объясняет начальник управления научных исследований УрГПУ Ирина Воробьева.

По ее мнению, школьники и студенты быстрее, лучше и адекватнее используют графические символы для выражения эмоций и могут в этом вопросе стать наставниками для преподавателей.

Участники форума обсудили модели реверсивного наставничества для детского сада, школы, колледжа и вуза. Работа над их оформлением и внедрением продолжится и после конференции.