02.03.2023 09:04
Поделиться

Почему за рубежом о Кыргызстане знают мало

Если оценивать туристический потенциал Кыргызстана, то я бы назвала его значительным. Другое дело, что об этом мало кто знает. По моему мнению, для того чтобы исправить ситуацию, нужны три вещи. Во-первых, интенсивное развитие инфраструктуры внутри страны - начиная с общественных туалетов и заканчивая сервисом в отелях, а также транспортом и логистикой. Во-вторых, необходимо грамотно разработанное информационное поле. Здесь просто колоссальный объем работы. Причем это статья расходов, без которой мы не получим необходимого потока туристов.
Елена Калашникова: Туристический потенциал Кыргызстана ничуть не меньше, чем у стран с развитой туристической отраслью.
Елена Калашникова: Туристический потенциал Кыргызстана ничуть не меньше, чем у стран с развитой туристической отраслью. / Соцсети

Я скажу откровенно: сегодня за рубежом о Кыргызстане знают очень мало. Поверьте мне как человеку, который в данной сфере вращается уже более четверти века. Радует то, что со стороны государства сегодня идет серьезная поддержка туротрасли, чтобы сделать ее по-настоящему приоритетной. Сейчас мы стараемся усилить узнаваемость нашей страны. Причем сделать это надо так, чтобы ее воспринимали именно как туристическое направление, как место, куда можно съездить и где есть что посмотреть.

Ну и, в-третьих, наконец, нужна грамотно проведенная организационно-аналитическая работа, чем мы сейчас и занимаемся. К сожалению, много времени было упущено. Конечно, я не могу сказать, что для развития туризма в Кыргызстане ничего до нас не делали, но меры чаще всего либо запаздывали, либо были не очень эффективными.

Если, к примеру, забить в интернет-поисковике слова "туризм" или "куда поехать отдохнуть", то выскочат десятки вариантов - Турция, Испания, Арабские Эмираты, и так далее. Кыргызстан, в лучшем случае, будет на последних позициях в этом списке.

Разумеется, возникает резонный вопрос: а почему и чем мы хуже? Ведь, как я уже говорила, туристический потенциал Кыргызстана ничуть не меньше, чем у стран с развитой туристической отраслью.

Здесь очень важна внутренняя навигация. К примеру, приехал турист на своей машине. Куда ему податься? В интернете найдется куча советов, и все разные. Каким воспользоваться? Отель - это понятно, а дальше что? У нас нет единого окна, где бы можно было получить все необходимые и исчерпывающие данные.

Именно поэтому одна из приоритетных задач - создать портал с проверенной информацией, чтобы люди могли ориентироваться при выборе. Если это активный отдых, то должны быть вот такие предложения - отели, горнолыжные базы, горные восхождения. Или же человеку будет интересно другое - какие гостиницы есть поблизости, как добраться до места и тому подобное.

Что же касается аналитического направления нашей работы, то здесь вообще все находится в зародышевом состоянии. Тридцать лет туризм в Кыргызстане развивался хаотично. Вы не поверите, но даже неизвестно точное количество археологических и архитектурных памятников, которые есть в республике.

Мы начали с того, что попытались создать каталог всех исторических мест в КР. Почему-то принято считать: если Кыргызстан - страна кочевников, значит, у них не было своих архитектурных памятников. Ничего подобного. Они есть, и их много. Другое дело, что о них ничего не известно. Мы попросили администрацию каждого села страны предоставить имеющуюся информацию о местных достопримечательностях. Только на первом этапе мы собрали сведения о 1526 таких объектах. Уверена, что в дальнейшем выявим еще больше.

Затем во время работы по сервисному направлению выяснилось, что никто не владеет информацией о том, сколько в Кыргызстане гостиниц, отелей, гостевых домов, домов отдыха, пансионатов и так далее. Словом, нет никакой статистики на этот счет.

Транспорт и логистика были и остаются большой проблемой. Туристы порой не могут нигде узнать, как им попасть из одного региона в другой. Кроме такси, которые просят за свои услуги бешеные деньги, других вариантов нет. По моему мнению, транспортный сектор туристической отрасли государство должно взять на себя. Или же здесь можно применить государственно-частное партнерство.

Мы сейчас разрабатываем изменения в ряд законов. В частности, в Налоговый кодекс, чтобы для сферы туризма налоговая политика была более либеральной. Следующим шагом будет HoReCа. Этот термин составлен из первых слогов популярных заведений данной категории: HOtel, REstaurant, CAfe. Это услуги и продажи с употреблением купленного на месте приобретения. То есть наша задача сделать туризм не только удобным и привлекательным, но и прибыльным бизнесом.

В прошлом году на эти цели государство выделило деньги. У нас есть средства для рекламы туристического потенциала страны на международных туристических ярмарках и выставках.

Важным моментом является безопасность. По оценкам международных экспертов, Кыргызстан в этом отношении считается спокойной страной, что, конечно, не может не радовать. Да, правонарушения случаются, но в этом нет ничего необычного.

Такая оценка имиджа республики, безусловно, делает туротрасль КР привлекательной в инвестиционном плане. Но здесь есть сложности. Вопрос, стоит или нет вкладывать средства в местный туризм, сегодня очень актуален. Как глава ведомства, отвечающего как раз за это направление, скажу: стоит вкладывать. Туризм - он, как мода, очень переменчив. Есть длительные тренды, есть короткие. К первым сейчас можно отнести здоровый образ жизни. Люди не хотят просто валяться на пляжах. А Кыргызстан - рай для активного отдыха.

Кстати

По данным Фонда поддержки развития туризма, в Кыргызстане начинают работать пять онлайн-систем бронирования для туристов.

- Пять новых онлайн-систем позволят отечественным предпринимателям выйти на многомиллионный рынок СНГ и откроют новые возможности перед отечественным турсектором. Система онлайн-бронирования встраивается в сайт гостиницы вместо формы бронирования по запросу. Клиенту достаточно выбрать категорию номера, дату заезда и выезда. В этих системах отражено наличие реальных номеров в отелях, - сообщили в фонде.