02.03.2023 05:11
    Поделиться

    Дальневосточницы поделились секретами успешного бизнеса

    Всех бизнес-леди, о которых мы сегодня расскажем, объединяет одно - они не побоялись начать не совсем обычное дело, зайти в незанятую нишу. Придумали, рискнули, воспользовались господдержкой - и победили.
    Хабаровчанка Лидия Шагина убеждена: ее задача - дарить людям искренние эмоции
    Хабаровчанка Лидия Шагина убеждена: ее задача - дарить людям искренние эмоции / Из архива Лидии Шагиной

    Бизнес на голотуриях

    Первая продукция косметической компании Ольги Трофимовой появилась в продаже в 2016 году. Это был крем Пентакан, в основе которого экстракт голотурий - морских беспозвоночных, близких родственников сверхполезного трепанга. По словам приморской предпринимательницы, сейчас в линейке шесть продуктов под собственным товарным знаком, кроме того, здесь выпускают косметику с экстрактом из голотурий для других брендов. За минувший год выручка компании выросла в три раза.

    Начинать было сложно. Подходящее производство, которое устроило по цене и качеству, нашлось в Подмосковье, в нескольких тысячах километрах от Владивостока. Старт бизнеса обошелся в миллион рублей, деньги вложили и собственные, и заемные. Но сложнее, чем найти средства, оказалось учесть все нюансы производства.

    - Были стандартные трудности начинающего предпринимателя - кассовые разрывы, отладка бизнес-процессов. И очень сложно оказалось доносить преимущества нашего главного компонента, экстракта из голотурий, клиентам за пределами Дальнего Востока. В нашем регионе все знают, что трепанг - "морской женьшень", а для жителей Центральной России это неочевидно. В целом создание собственного бренда - процесс сложный, долгосрочный, требующий вложений, - объясняет Ольга Трофимова.

    В 2021 году компания получила грант в два миллиона рублей "Приморский старт" от правительства края. Средства потратили на развитие производства, чтобы обеспечивать растущие нужды клиентов.

    - Никогда не понимала, когда работу противопоставляют личной жизни. Для меня невозможно одно без другого. У меня есть любимое дело, которое меня вдохновляет, и есть близкие люди, с которыми мне приятно проводить время. Я не верю в теории "женственности" и "мужественности" применительно к бизнесу. Важно быть экспертом, хорошо разбираться в своем деле, уважительно относиться к клиентам и партнерам, иметь предпринимательское мышление. И тогда бизнес будет успешным, - считает бизнес-вумен.

    Свежая земляника в якутские морозы

    Фермер из Вилюйского района Якутии Айталина Томская три года идет к своей необычной мечте. Она выращивает землянику и намеревается снабжать сладкой ягодой сельских жителей круглый год.

    Зимой за килограмм свежей привозной клубники якутяне выкладывают в среднем по 2000 рублей. А в Вилюйске, который находится в 600 километрах от Якутска, и того больше. На этом фоне местная крупноплодная земляника по 1500 рублей за килограмм разлетается, едва поступив в продажу.

    Тем не менее выгоды она пока не приносит. За три года фермер сумела реконструировать заброшенный старый гараж и сделать из него большую зимнюю теплицу, найти подходящий сорт земляники и собрать молодой и деятельный коллектив работников.

    - Я участвовала в конкурсе "Агростартап" и, защитив свой проект, получила грант в 2,7 миллиона рублей, - рассказывает Айталина Захаровна. - Дополнительно взяла в кредит полтора миллиона, также помог родной район, выделив 1,4 миллиона рублей. Конечно, средств на все, что было задумано, не хватило, но мы намерены реализовать все планы.

    За три года якутский фермер сумела реконструировать заброшенный гараж, сделать из него зимнюю теплицу и собрать молодой коллектив работников

    Когда теплица заработает на полную мощность, Айталина планирует собирать не менее пяти тонн земляники в год. Пока за такой период ей удается продавать всего 700-900 килограммов, поскольку время урожая - с мая по ноябрь. Для большего необходимо приобрести вентиляторы и специальные лампы. Тогда землянику можно будет выращивать, даже когда за стенами теплицы пятидесятиградусные якутские морозы.

    Тепло, электроэнергия и вода обходятся фермеру примерно в 30 тысяч рублей в месяц. Пока не удается обеспечить выплату заработной платы работникам бесперебойно, но постоянные сотрудники верят, что в будущем все изменится. Когда Айталина начинала создавать земляничную ферму, мало кто из селян признавал, что это вообще возможно.

    Помимо ягод в теплице выращивают рассаду цветов и овощей, которую огородницы охотно берут в начале сезона. Это тоже приносит пусть небольшой, но доход. Сейчас в теплице пробиваются ростки, все зеленеет и радует глаз. Снаружи метут метели, лежит снег, а здесь уже почти лето.

    Игра в куклы

    Хабаровчанка Лидия Шагина прошла путь от электромеханика на железной дороге до основательницы выездного праздничного агентства.

    - Началось все с того, что в апреле прошлого года я решила сделать необычное поздравление для близкого человека, который проживает в Ставропольском крае, - рассказывает она. - Совершенно случайно наткнулась на объявление в интернете с предложением пригласить на праздник ростовую куклу. Оформила заказ, и в итоге все прошло по-настоящему здорово и оригинально. Тогда я подумала: "А что мне мешает сделать подобное в своем городе?". Во время учебы в вузе я занималась организаторской работой, была председателем совета студенческого самоуправления Дальневосточного госуниверситета путей сообщения. Именно там приобрела необходимый опыт, позволивший двигаться дальше.

    Первой ростовой куклой стал мишка Тедди - любимая игрушка детства по признанию самой предпринимательницы. К слову, уже на этом этапе возникли сложности. Как выяснилось, ни в Хабаровском крае, ни на Дальнем Востоке в целом подобные костюмы не производят. В конечном итоге интересующий экземпляр удалось заказать на западе страны.

    - Я самостоятельно разработала программу, привлекла людей, - продолжает Лидия. - Одновременно узнала о поддержке со стороны администрации Хабаровска, подала документы и получила субсидию. Для продвижения проекта разместила объявления на электронных площадках, оформила аккаунты в соцсетях. Здесь как нельзя кстати пригодился опыт в сфере digital-маркетинга, которому я обучилась, будучи в декрете. Также был создан Youtube-канал. Дело в том, что каждое поздравление мы записываем в видеоролик и дарим его клиенту. С разрешения человека видео может быть опубликовано на наших ресурсах.

    Со временем число заказов стало расти. Весомую роль здесь сыграло сарафанное радио. Ассортимент ростовых кукол, равно как и перечень услуг, также начал расширяться. Перспективными направлениями, помимо традиционных поздравлений, стали различные шоу для детей, программы с участием аниматоров.

    - Сегодня мы получаем самые разные заказы, поздравляем людей вне зависимости от возраста, - объясняет собеседница. - Выезжаем в любые локации, будь то дом, офис, школа, вуз, детский сад или природа. Отдельного упоминания требует такое трогательное событие, как выписка из роддома, когда мама, папа, родственники плачут от счастья - и мы вместе с ними. Наша задача - дарить людям искренние эмоции. Наверное, ради подобных моментов и стоит заниматься любимым делом.

    Поделиться