Место называется цветочной фермой. В Тюмени такая, прицельно занимающаяся выгонкой тюльпанов к 8 Марта, пока одна. Ее основательница Ольга Боголюбова - и швец, и жнец, и на дуде игрец: пятый год справляется с хозяйством практически в одиночку, только недавно, оставив основную работу, к ней присоединился супруг Сергей. На подхвате и трое сыновей, с большим интересом законы цветоводства усваивает младший, ему восемь.
В цветочный бизнес не стоит входить с наскока, рассуждает Ольга. Нужно набрать компетенций, накопить портфолио. Прежде чем пуститься в самостоятельное плавание, тюменка преподавала в сельхозакадемии, трудилась в озеленительной компании, получила профессии ландшафтного дизайнера и флориста, консультировала тепличные хозяйства.
С этим проектом стартовала в 2019 году и, как ни удивительно, в пандемию только укрепила позиции - люди покупать цветы не перестали, ведь поводы никуда не делись. Против санкций бизнес тоже устоял - спасибо проверенным партнерам, напрямую взаимодействующим с зарубежными поставщиками. Например, для Голландии Россия - огромный рынок сбыта, полное закрытие границ для нее обернется многомиллионными убытками. Хотя многие отечественные цветоводы считают: мы могли бы сами себя обеспечивать посадочным материалом, но нужно возродить свои сорта.
- За рубежом цветочные фермы - явление с историей, а у нас все только начинается. Ты можешь открыть дело как самозанятый даже на заднем дворе частного дома: выращивай, срезай, крути букеты и тут же продавай покупателям, которые находятся рядом. Смысл - именно в максимально коротком пути от производителя к потребителю, в поставке уникального и всегда свежего продукта. Тюльпаны из Голландии, Колумбии или Эквадора, конечно, прекрасны, но едут к нам несколько недель, теряя качество в дороге. Но сегодня только 18 процентов цветов в Тюмени - местные, все остальное - привозное. Давайте оставлять деньги в регионе! Я и пошла в этот бизнес отчасти из патриотических чувств, - объясняет предпринимательница.
В Тюмени развиваются три "тюльпанные ниши". Объемные поставки для маркетов и сетей - в основном из южных теплиц: как правило, в упаковке по три невзрачных цветка, выгнанных из мелких луковичек. Потребность офисов и контор, закупающихся к корпоративам, закрывают несколько пригородных тепличных хозяйств, работающих с более дорогим посадочным материалом. Третий вариант - небольшие производства, которые берутся за эксклюзив: у них новые сорта, порой единственные в стране. Ценник, понятное дело, не бюджетный, учитывая, сколько усилий приходится прилагать. В общем, охватывая разные потребительские категории, никто друг с другом не конкурирует. Тем более цветов никогда не бывает много: за весенним праздником последуют другие события.
У Боголюбовых пока одна теплица. На 25 сотках выгоняют около 15 тысяч "восьмимартовских" тюльпанов 21 сорта. Еще 3000 готовят к апрелю - эта партия пойдет к флористам под заказ. Говорят, что даже по меркам Тюмени цифра небольшая. Нарастить ее намерены чуть позже, когда смогут купить хотя бы 2 гектара земли и поставить основательные конструкции с отоплением и электричеством. Со свободной землей в Переваловском муниципальном образовании проблема, но Ольга уверена: торопиться не следует, все получится в свое время. Например, в следующем сезоне можно попробовать добавить на выгонку еще 5000 луковиц.
Очевидно, что она обожает свое дело, хотя за красотой распустившихся бутонов стоит тяжелый труд: в теплице высокая температура, а обихаживать цветы нужно ежедневно: отдыхают фермеры только в ноябре и декабре. А еще приходится убеждать владельцев цветочных магазинов в том, что нужно переходить с зарубежного на отечественный материал, а это непросто - голландцы проникли всюду. Чтобы изменить отношение, Ольга Боголюбова планирует провести конкурс для составителей букетов с использованием цветов, выращенных в Тюмени. Думаю, у нее получится.
Между тем
Цена луковицы - от 13 до 20 рублей. Если прибавить затраты на производство и доставку, то себестоимость одного простого тюльпана - 60 рублей, а махрового - 80. Розничная цена в магазинах соответственно - 80 и 130. За рубежом обычно цветок растет в цене, проходя через целую цепочку перекупщиков. В России установились иные правила: либо выращиваешь очень много и самостоятельно продаешь, либо делаешь минимальную надбавку, чтобы не распугать флористов.