Отзыв на законопроект минфина о проведении эксперимента по онлайн-торговле алкоголем (есть у "РГ") направлен в правительство РФ 16 февраля за подписью Вароса Симоняна, члена (министра) коллегии ЕЭК по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям. В нем указано, что в эксперименте по дистанционной продаже алкоголя, который планируется начать в России 1 ноября 2023 года, будут участвовать только российские производители вина. Это может создать менее благоприятные условия для вин из других государств - членов союза. В связи с этим в ЕЭК просят соблюсти права союза и при доработке законопроекта учесть это замечание.
В правительстве "РГ" подтвердили, что получили документ - он направлен на проработку в минфин. В минфине же считают, что на первоначальном этапе эксперимента "необходимо обеспечить эффективное администрирование возрастных и временных ограничений на розничную продажу алкоголя в новом онлайн-формате". Вопрос о расширении эксперимента, в том числе с точки зрения увеличения каналов продаж, целесообразно рассматривать в ходе его проведения, считают в министерстве. Сейчас законопроект рассматривается на площадке правительства. Пока документ предусматривает участие в эксперименте только российского вина и онлайн-продажи только "Почтой России" в Москве и Подмосковье.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов согласен с замечаниями ЕЭК. Такой инцидент может аукнуться перекосами в отношении доступа российских производителей на рынки других стран - участниц ЕАЭС, считает он. Более того, сейчас, когда оборот нелегального рынка алкоголя в интернете достигает 30 млрд рублей в год, эксперимент с участием только одного логиста и только одной продукции не составит конкуренцию нелегальным продажам и не покажет объективной картины спроса и возможностей для его удовлетворения в совокупности с контролем, говорит он.
"Чем шире будет проведен эксперимент и чем больше продукции участников рынка и площадок он затронет, тем больше будет выверено и учтено ошибок и сопутствующих рисков", - считает исполнительный директор Luding Group Эрнест Хачатурян.
Речь не идет о том, чтобы открыть доступ для всех. Участвовать должны крупные и ответственные игроки, которые заинтересованы в строгом соблюдении всех условий эксперимента, считает он.
По мнению Хачатуряна, включение в эксперимент по дистанционной торговле остального алкоголя помогло бы поддержать и других российских производителей, не только виноделов. В первую очередь тех, что заняли ниши ушедших из России иностранных компаний и испытывают сложности с выводом новых брендов на рынок. Интересен этот канал продаж был бы и для производителей из других стран ЕАЭС.
Ранее в интервью "РГ" руководитель Росалкогольрегулирования Игорь Алёшин высказывал мнение, что появление еще одного легального канала сбыта приведет к перераспределению рынка, но никак не к увеличению потребления. А все технические средства для контроля за этим каналом давно существуют.