Мониторинг станет продолжением работы по настройке налогообложения нефтяной отрасли для минимизации потерь бюджета после санкций Запада. Сейчас даже сами потери посчитать оказывается сложно. По данным нашего минфина, в январе бюджет недополучил 159,6 млрд рублей (около 2,2 млрд долларов) нефтегазовых доходов.
В Международном энергетическом агентстве (МЭА) посчитали, что бюджет недополучил 4,2 млрд долларов. Этот результат у них получился в результате простого перемножения объемов нашего экспорта по январской цене Urals (49,48 доллара за баррель) и стоимости североморской нефти Brent (82 доллара за баррель).
По данным финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), в январе-феврале доходы России от экспорта углеводородов составили 594 млн долларов в сутки против 679 млн долларов в декабре 2022 года. Здесь речь идет не о доходах бюджета, а о сумме закупок нашего сырья и топлива, но в любом случае она ближе к оценке Минфина России.
В CREA подчеркивают, что значительные объемы нашей нефти продаются по ценам выше установленного странами ЕС и G-7 потолка (60 долларов за баррель). А в Институте международных финансов (IIF) подсчитали, что средняя цена нашей нефти после введения потолка составила 74 доллара за баррель. Причем из тихоокеанских портов российская нефть отправлялась по средней цене 84 доллара за баррель.
Однако наш минфин пока рассчитывает налоги из средней цены Urals на основе данных их отгрузки из портов Балтики и Черного моря и доставки до Европы, куда мы нефть сейчас не экспортируем. За февраль такая цена Urals составила 49,56 доллара за баррель, и налоги компаниями будут платиться исходя из этой цифры. С апреля механизм подсчета поменяется. Если скидка на российскую нефть Urals к североморскому сорту Brent будет в апреле превышать 34 доллара за баррель, то для расчета налогов российской нефти будет использоваться средняя цена Brent минус 34 доллара за баррель. Для мая такой ценой станет стоимость Brent минус 31 доллар за баррель, для июня - Brent минус 28 долларов за баррель, а для июля - Brent минус 25 долларов за баррель. Механизм, по-видимому, временный. Возникает вопрос, возможно ли будет впоследствии использовать данные мониторинга минэнерго для расчета налогов?
По мнению руководителя Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилла Мельникова, едва ли расчет налогов будет привязан к цене мониторинга, но данные мониторинга могут быть использованы для коррекции фиксированного дисконта к Brent, закрепленного сейчас в Налоговом кодексе. Например, дисконт в 25 долларов за баррель может быть сокращен, если выяснится, что в реальности он существенно меньше.
Аналогичную точку зрения высказал источник в отрасли, который считает, что существующая схема более выгодна Минфину для сбора налогов. В 2023 году едва ли схему изменят. Для отрасли в целом начало мониторинга - позитивная история. Это ликвидирует информационный вакуум, возникший после ухода с нашего рынка ценовых агентств, и увеличит его прозрачность.
С другой стороны, сорт ESPO, который будет учитываться в мониторинге, всегда продавался с премией к Urals как менее сернистая нефть. Учет в расчете налогов цен ESPO действительно может привести к росту нагрузки для тех компаний, которые экспортируют много нефти этого сорта, считает Мельников. Но это лишь устранит ситуацию, возникшую в 2022 году, когда котировки Urals и ESPO резко разошлись. До санкций премия ESPO к Urals не превышала нескольких долларов, а сейчас может доходить до 20 долларов за баррель, уточняет эксперт.