03.03.2023 18:50

Российские ученые разработали анализатор, распознающий вирусы за несколько минут

Главные достоинства созданного учеными ИТМО (Санкт-Петербург) совместно с НИИ гриппа имени А.А. Смородинцева метода выявления вирусов - оперативность, простота и удобство в использовании.

Как известно, сегодня вирусы в организме человека выявляют с помощью ПЦР-диагностики (изучение фрагмента ДНК в слюне или во взятом мазке из носоглотки) или экспресс-тестов. Но ПЦР нужно минимум 4 часа, а экспресс-тесты могут давать результат, по которому нельзя точно определить, человек переболел, болеет сейчас или здоров. К тому же оба способа диагностики предназначены для обнаружения лишь одного вида вируса.

Предложенный учеными из Санкт-Петербурга метод универсален, он "заточен" на коронавирус, аденовирусы и вирусы гриппа А и B.

Суть технологии в следующем. У любого вируса есть белки, которые отвечают за его проникновение в здоровую клетку, что и вызывает заражение. Предлагается на эти белки направить луч лазера определенной длины волны и оценить, как она изменилась в спектре отраженного света. По разнице этих параметров можно идентифицировать вирусы.

Такое распознавание ученые доверили искусственному интеллекту, предварительно обученному на множестве примеров. Сейчас ему достаточно одной минуты, что назвать конкретного виновника инфекции. В экспериментах, которые ученые проводили на концентрациях вируса, которые близки к клиническим образцам человека, точность доходила до 85%.

На основе этой технологии можно создавать установки для своевременного и быстрого контроля за распространением различных вирусов. Например, ее можно поставить при входе в помещение с большим скоплением людей (вокзалы, аэропорты, торговые центры), любой посетитель сможет сдать образец слюны или мазок из носоглотки и через несколько минут узнать результат. Статья о разработке опубликована в журнале Biosensors.