Ученые предупредили о сложных условиях на Севморпути летом

Тяжелые льды могут остаться в отдельных районах трассы Севморпути в летний навигационный период, и для избежания заторов стоит больше уделять внимание прогнозам. Об этом "Российской газете" рассказали в пресс-службе Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

По словам ученых, наиболее сложные ледовые условия формируются в двух районах арктических морей - в западной части моря Лаптевых и в восточной части Восточно-Сибирского моря. Дело в том, что там сохранилось много двухлетних льдов, которые представляют значительные сложности для плавания судов. "Данные наблюдений говорят о большой вероятности сохранения этих тяжелых льдов на трассе Севморпути и в летний период. Если в центральных морях трассы СМП из-за большого количества двухлетних льдов в настоящее время наблюдается формирование сложных ледовых условий, то в окраинных морях - Карском и Чукотском, напротив, сформировались легкие ледовые условия для зимнего периода", - отмечают в институте.

По словам экспертов, климат и ледовые условия в арктических морях в последнее время отличаются быстрой изменчивостью. "Грузопоток по трассе Севморпути растет ежегодно, а от качества ледовой проводки зависят сроки и конечная стоимость доставки грузов. Успех любой транспортно-логистической операции в высоких широтах - это тщательная подготовка и верный ледовый прогноз", - считает директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Он отметил, что от эффективности проводок во многом будет зависеть мировое признание целесообразности организации грузопотоков по новому маршруту.

В ноябре 2021 года грузоперевозчики решили отправиться без сопровождения ледокола по Севморпути. В итоге 18 судов оказались заблокированы во льдах и простаивали в вынужденном дрейфе, ожидая подхода атомных ледоколов.

По словам заведующего кафедрой кораблестроения и океанотехники Дальневосточного федерального университета Максима Китаева, важны не только прогнозы, но и ледоколы. Сейчас на СМП работает пять ледоколов: "Ямал", "Таймыр", "Вайгач", "50 лет Победы" и "Арктика".

Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Светлана Задера

"У нас в стране дефицит ледоколов, это не секрет. Да, сейчас достраиваются судна, но для организации круглогодичного движения их нужно больше. Санкции, конечно, давят на судостроение в России, поэтому существует временный дефицит деталей. В России уже ведутся работы по разработке своих запчастей, но по многим деталям нас пока выручает Китай", - отметил Китаев. Он напомнил, что в 2026 году будут введены в эксплуатацию еще четыре атомных ледокола проекта "22220", в 2027 году - первый атомный ледокол проекта "Лидер". Вообще, согласно данным "Росатома", до 2035 года Севморпути требуется около 75-80 судов ледового класса.

За первые два месяца года по Севморпути уже перевезено 4,9 млн тонн

Ранее правительство РФ утвердило план развития Северного морского пути на период до 2035 года. Он предусматривает увеличение экспортной грузовой базы, каботажных и транзитных перевозок, модернизацию и строительство портовой и иной инфраструктуры, а также развитие арктического грузового и ледокольного флотов. Согласно этому плану грузопоток по Северному морскому пути к 2035 году должен составить 220 млн тонн. Вице-премьер Юрий Трутнев еще добавил, что маршрут планируют сделать круглогодичным в 2023 году. Но дело в том, что из-за санкций количество транзитных грузов значительно уменьшилось и маршрут становится менее выгодным. Одна из мер, которую может принять правительство, - увеличение обязательства компаний по грузопотоку на Северном морском пути. Это коснется "Росатома", "Новатэка", "Роснефти", "Газпром нефти", "Норникеля", "Северной звезды" и горнодобывающей компании "Баимская".

Второй вариант - поднимать грузы с железной дороги до СМП. Так и Восточный полигон разгрузят, а Севморпуть - загрузят. В первой партии уже этой весной по Енисею из Красноярска в Дудинку повезут уголь, но эксперты предлагают делать ставку не только на перевозку СПГ, угля, газа и нефти, но и на несырьевую продукцию. И задействовать все крупные реки страны: Лену, Енисей, Обь и Оку. Пока власти рассматривают только реки Сибири. В 2022 году по СМП перевезено более 34 млн тонн - это почти в пять раз превышает рекорд советского времени (около 7 млн т). Как рассказал первый заместитель главы минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов, в этом году по СМП планируется перевезти 33-36 млн тонн грузов, запервые два месяца уже перевезено 4,9 млн тонн.