По словам ученых, наиболее сложные ледовые условия формируются в двух районах арктических морей - в западной части моря Лаптевых и в восточной части Восточно-Сибирского моря. Дело в том, что там сохранилось много двухлетних льдов, которые представляют значительные сложности для плавания судов. "Данные наблюдений говорят о большой вероятности сохранения этих тяжелых льдов на трассе Севморпути и в летний период. Если в центральных морях трассы СМП из-за большого количества двухлетних льдов в настоящее время наблюдается формирование сложных ледовых условий, то в окраинных морях - Карском и Чукотском, напротив, сформировались легкие ледовые условия для зимнего периода", - отмечают в институте.
По словам экспертов, климат и ледовые условия в арктических морях в последнее время отличаются быстрой изменчивостью. "Грузопоток по трассе Севморпути растет ежегодно, а от качества ледовой проводки зависят сроки и конечная стоимость доставки грузов. Успех любой транспортно-логистической операции в высоких широтах - это тщательная подготовка и верный ледовый прогноз", - считает директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Он отметил, что от эффективности проводок во многом будет зависеть мировое признание целесообразности организации грузопотоков по новому маршруту.
В ноябре 2021 года грузоперевозчики решили отправиться без сопровождения ледокола по Севморпути. В итоге 18 судов оказались заблокированы во льдах и простаивали в вынужденном дрейфе, ожидая подхода атомных ледоколов.
По словам заведующего кафедрой кораблестроения и океанотехники Дальневосточного федерального университета Максима Китаева, важны не только прогнозы, но и ледоколы. Сейчас на СМП работает пять ледоколов: "Ямал", "Таймыр", "Вайгач", "50 лет Победы" и "Арктика".
"У нас в стране дефицит ледоколов, это не секрет. Да, сейчас достраиваются судна, но для организации круглогодичного движения их нужно больше. Санкции, конечно, давят на судостроение в России, поэтому существует временный дефицит деталей. В России уже ведутся работы по разработке своих запчастей, но по многим деталям нас пока выручает Китай", - отметил Китаев. Он напомнил, что в 2026 году будут введены в эксплуатацию еще четыре атомных ледокола проекта "22220", в 2027 году - первый атомный ледокол проекта "Лидер". Вообще, согласно данным "Росатома", до 2035 года Севморпути требуется около 75-80 судов ледового класса.
Ранее правительство РФ утвердило план развития Северного морского пути на период до 2035 года. Он предусматривает увеличение экспортной грузовой базы, каботажных и транзитных перевозок, модернизацию и строительство портовой и иной инфраструктуры, а также развитие арктического грузового и ледокольного флотов. Согласно этому плану грузопоток по Северному морскому пути к 2035 году должен составить 220 млн тонн. Вице-премьер Юрий Трутнев еще добавил, что маршрут планируют сделать круглогодичным в 2023 году. Но дело в том, что из-за санкций количество транзитных грузов значительно уменьшилось и маршрут становится менее выгодным. Одна из мер, которую может принять правительство, - увеличение обязательства компаний по грузопотоку на Северном морском пути. Это коснется "Росатома", "Новатэка", "Роснефти", "Газпром нефти", "Норникеля", "Северной звезды" и горнодобывающей компании "Баимская".
Второй вариант - поднимать грузы с железной дороги до СМП. Так и Восточный полигон разгрузят, а Севморпуть - загрузят. В первой партии уже этой весной по Енисею из Красноярска в Дудинку повезут уголь, но эксперты предлагают делать ставку не только на перевозку СПГ, угля, газа и нефти, но и на несырьевую продукцию. И задействовать все крупные реки страны: Лену, Енисей, Обь и Оку. Пока власти рассматривают только реки Сибири. В 2022 году по СМП перевезено более 34 млн тонн - это почти в пять раз превышает рекорд советского времени (около 7 млн т). Как рассказал первый заместитель главы минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов, в этом году по СМП планируется перевезти 33-36 млн тонн грузов, запервые два месяца уже перевезено 4,9 млн тонн.