Нисо Одинаева: Участковые педиатры включены во все областные программы, дающие врачам какие-либо льготы и преференции

Восемь из десяти педиатров задумываются о том, чтобы уволиться после первого года работы, а 74 процента детских врачей имеют те или иные признаки профессионального выгорания. Такой статистикой поделились с "РГ" в министерстве здравоохранения Московской области. Что не так с этой профессией и чем можно вылечить врачей от профессионального недуга? Эти вопросы мы задали главному внештатному педиатру Подмосковья, директору областного Научно-исследовательского клинического института (НИКИ) детства Нисо Одинаевой.
Нисо Одинаева: Участковые педиатры включены во все областные программы, дающие врачам какие-либо льготы и преференции.
Нисо Одинаева: Участковые педиатры включены во все областные программы, дающие врачам какие-либо льготы и преференции. / соцсети

Нисо Джумаевна, о том, что участковых врачей-педиатров в Подмосковье не хватает, каждая мама скажет и без всякой статистики. А почему? Вроде бы "чистая" специальность: посмотрел, послушал, выписал лекарство, если что-то серьезное - перенаправил к узким специалистам.

Нисо Одинаева: Работа любого врача трудная и ответственная, сравнивать специальности не очень, наверное, корректно. Да и как сравнить, например, психологическое напряжение хирурга, несколько часов простоявшего за операционным столом, и участкового педиатра, который за день должен обойти десятки квартир, где за каждой дверью - своя проблема, а порой и беда? В Подмосковье почти 1,6 миллиона детей и всего 1,5 тысячи участковых врачей-педиатров. Им не всегда хватает времени на то, чтобы учиться, повышать квалификацию, да даже элементарно отдыхать. Так было и в обычное время, а потом началась пандемия COVID-19, и нагрузка на участковых врачей еще увеличилась. Не каждый способен выдержать. Поэтому, когда мы провели тестирование и обнаружили, какой процент специалистов подвержен профессиональному выгоранию, создали проект "Наш участковый врач", который призван не просто облегчить рутинные будни педиатра, но и поднять престиж специальности.

Создали службу психологической поддержки для педиатров?

Нисо Одинаева: Прежде всего, постарались объединить детских врачей, сделав постоянными общие съезды, конгрессы, вебинары. Выслушали их предложения о том, как можно было бы оптимизировать работу специалистов, чтобы снять с них излишнюю и бюрократическую, и психологическую нагрузку. Далее создали на базе НИКИ детства Учебный центр развития профессиональных компетенций в педиатрии. В его структуру вошли три отдела: наставничества и стажировок, профессиональных компетенций и корпоративной поддержки. И служба психологической помощи здесь тоже, конечно, имеется.

Можете рассказать на конкретных примерах, как работает центр?

Нисо Одинаева: К примеру, обратили внимание, что много вопросов поступает от врачей с мест по поводу диагностики или методов лечения какой-то определенной болезни. Значит, будем проводить "Час эксперта" с приглашением ведущих специалистов конкретно по этому направлению. Он проходит в онлайн-формате, к общению с нашими педиатрами подключаются эксперты из федеральных клинических институтов и ведущих профильных клиник страны, проводят разборы конкретных случаев, дают советы, отвечают на вопросы. Проводим "Квест-марафоны" по лабораторной диагностике, во время которых молодые специалисты под наблюдением опытных наставников набивают руку в постановке диагнозов. Есть обязательные практические занятия, которые не позволяют участковым врачам потерять навыки по оказанию неотложной помощи, причем для участия в них не обязательно ехать в НИКИ детства, у нас есть прекрасный передвижной Учебно-симуляционный комплекс, который сам приезжает в подмосковные больницы и поликлиники. Также мы организуем стажировки участковых врачей-педиатров в больницах других регионов, считая, что двух одинаковых педиатрических отделений не бывает и из таких поездок каждый все равно привезет что-то новое и интересное для себя. И большое внимание уделяем развитию наставничества.

Проект "Наш участковый врач", разработанный и впервые внедренный в Подмосковье, работает уже в 14 регионах страны

Это когда за молодым врачом закрепляется более опытный коллега, к которому в любой момент можно обратиться за помощью или советом?

Нисо Одинаева: Да, и наставничество у нас - не просто общественная нагрузка, которая вдруг падает на плечи опытного специалиста без его согласия. Это профессиональная обязанность, за которую положена определенная доплата. Ведь согласно результатам того же опроса, который выявил высокий уровень профессионального выгорания у детских врачей, опытного наставника хотели бы иметь 80 процентов молодых специалистов, а более 90 процентов всех врачей вообще, независимо от возраста, регулярно или периодически обращаются за советом к коллегам. Кстати, иной раз уровень стресса от какой-то рабочей ситуации может снизить даже не совет, а простые слова поддержки и участия от старшего коллеги.

Если говорить о профессиональном выгорании и сопутствующей ему психологической помощи - как понять, что она тебе уже необходима? И как о ней попросить - просто прийти к главврачу и сказать: помогите, я выгорел?

Нисо Одинаева: Через определенные промежутки времени мы предлагаем всем участковым педиатрам пройти тестирование на уровень выгорания. Оно анонимное, то есть результаты тестов получают не главврачи больниц и поликлиник, а сами тестируемые на личную электронную почту. К результатам прилагаются рекомендации специалистов. В арсенале наших психологов - два очных тренинга "Профилактика эмоционального и профессионального выгорания" и "Развитие эмоционального интеллекта", а также есть возможность индивидуальных онлайн-занятий, в том числе и курсовых. И дальше человек уже сам решает, что ему нужнее и ближе - групповые тренинги или индивидуальные консультации. Последние можно пройти анонимно, самостоятельно отправив заявку на электронную почту help_doctor@nikid.ru.

А если мне даже анонимно не под силу признаться психологу в слабости?

Нисо Одинаева: Поверьте, ни один человек, находясь в высоком уровне стресса долгое время, не сможет доброжелательно общаться с людьми и качественно исполнять профессиональные обязанности.

Эффект от такой психологической помощи уже заметен?

Нисо Одинаева: Он был заметен с самых первых тренингов, когда к нам стали поступать многочисленные заявки на их проведение от руководителей поликлиник. И многие врачи после работы с психологами стали говорить, что увереннее чувствуют себя на рабочем месте, что вновь поверили в профессию.

Пользуются ли педиатры в Подмосковье какими-то особыми мерами социальной поддержки?

Нисо Одинаева: Эта специальность признана одной из приоритетных, поэтому врачи-педиатры включены во все программы, дающие медикам какие-либо льготы и преференции. Это и социальная ипотека, и компенсация аренды жилья, и выделение земельных участков, и губернаторская доплата, и программа "Приведи друга", гарантирующая разовую выплату тому медику, по чьей рекомендации в больницу или поликлинику устроился работать новый специалист. Не назовем это льготой, но наши участковые педиатры постепенно избавляются и от самой рутинной работы - оформления справок. Например, справки об отсутствии контактов с инфекционными больными, о проведенных прививках, справки, нужные для поступления в вузы или колледжи, для поездки в детский лагерь или санаторий теперь оформляются онлайн на региональном портале госуслуг. Не так давно были отменены и бумажные справки о болезни ребенка для перерасчета оплаты посещения кружков и секций, теперь эти сведения поступают в учреждения дополнительного образования автоматически. А это значит, что очередей в детских поликлиниках стало меньше и врачи могут уделять больше внимания каждому пришедшему на прием пациенту.

Какими результатами проекта "Наш участковый врач" вы еще хотели бы поделиться?

Нисо Одинаева: Главный результат - это то, что проект, разработанный и впервые внедренный в Подмосковье, работает уже в 14 регионах страны.