С инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Они обратили внимание на проблему, о которой наслышан, наверное, уже каждый: назойливые рекламные звонки. Причем нередко выслушивать приходится не людей, а роботов. Электронный звонок из "стоматологии", "кредит от банка" или "страховка на все случаи жизни" могут настигнуть в самый неподходящий момент.
"Более половины опрошенных жителей (53 процента) заявили, что испытывают серьезное неудобство при получении подобного звонка и даже сильное раздражение", - сообщают разработчики проекта, ссылаясь на проведенные исследования. Впрочем, есть ощущение, что либо граждане поскромничали, либо оставшиеся 47 процентов из ответивших оказались спамерами. Хотя нельзя исключать, что кому-то рекламные звонки еще не приелись.
Как замечают разработчики проекта, в настоящее время существует упрощенный и, по их словам, эффективный механизм блокировки телефонного спама для текстовых сообщений. Действие этого механизма предлагается распространить и на голосовые сообщения. "Рассылка голосовых сообщений по сетям телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение такой рассылки", - сказано в проекте. Причем именно заказчик рекламной рассылки и оператор сотовой связи должны будут доказать, что разозленный ими человек когда-то давал согласие на звонки. Еще один пункт: рассылка голосовых сообщений должна осуществляться на основании договоров рекламщиков с сотовыми компаниями. Нарушителям правила грозят штрафы, объясняют эксперты.
По мнению члена Ассоциации юристов России Антона Бибарова-Государева, предлагаемые новшества усилят защиту граждан. В первую очередь отделаться от рекламных "ухажеров" будет проще. Важно также, что бизнесмены не смогут рассылать сообщения втемную, то есть не ставя в известность сотовую компанию. Начнут работать без договора, будут наказаны. Пришлют голосовое сообщение без согласия гражданина - также будут наказаны. И поделом.
Кстати, жаловаться на электронных "стоматологов" и "страховщиков" можно и сегодня.
"И сейчас, и в последующем из-за ненормальной спам-активности абоненту всегда можно пожаловаться на оператора связи в ФАС России и в ее региональные управления", - рассказал Антон Бибаров-Государев.
Он рассказал, что, по данным ведомства, в прошлом году за шесть месяцев антимонопольные органы рассмотрели 6319 заявлений о несоответствии рекламы требованиям законодательства. Лидерами по жалобам стали спам-звонки - это 36,5 процента от всех выявленных нарушений.
"Нам очень много жалуются на спам-звонки, и хочу отметить, что мы с основной четверкой операторов сотовой связи разработали такой механизм, когда потребители могут пожаловаться на спам-рекламу напрямую сотовому оператору. Это занимает меньшее количество времени, и быстрее такие жалобы рассматриваются, - рассказала в свое время заместитель руководителя ФАС Карина Таукенова. - Система нуждается в том, чтобы ее усовершенствовать, тем не менее первый шаг мы сделали именно потому, что видим: большое количество жалоб приходится на спам-звонки".
Например, на Камчатке суд оштрафовал на 100 тысяч рублей провайдера, который вывел из себя местного жителя настойчивыми звонками: абоненту предлагали подключить интернет. Но он решил подключить к делу ФАС.
"В управлении пришли к выводу, что реклама, распространенная провайдером на номер телефона гражданина без его предварительного согласия, является ненадлежащей, а действия компании - нарушающими Закон о рекламе", - рассказали в ведомстве.
Суды поддержали позицию антимонопольной службы.
В свою очередь, член АЮР Антон Бибаров-Государев напомнил, что в Госдуме уже рассматривается ряд законопроектов, направленных на борьбу с телефонным мошенничеством. Например, увеличиваются штрафы для тех сотовых компаний, кто не установил на линию аппаратуру спецслужб.
"Операторов связи уже несколько лет назад обязали устанавливать на свои сети системы оперативно-разыскных мероприятий, которые помогают отслеживать звонки и трафик, - рассказывает член АЮР. - На самом деле, такое оборудование позволяет блокировать номера мошенников, тем самым не допуская хищения денег у доверчивых россиян. Законодатель предусмотрел в КоАП штрафы за неисполнение этого обязательства. Правда, на практике выяснилось, что действующие штрафы не впечатлили операторов".
Поэтому предложено ввести для компаний-нарушителей так называемые оборотные штрафы, когда они четко не зафиксированы, а зависят от выручки, но не менее одного миллиона рублей.
"Это уже совсем другие деньги - десятки миллионов рублей в зависимости от региона. Отсюда стоит ожидать большей ответственности от операторов связи", - считает Антон Бибаров-Государев.
По данным Банка России, объем денежных потерь российских граждан от телефонного мошенничества в 2022 году составил 14,2 млрд рублей. При этом максимальная единовременно похищенная сумма составила 500 млн рублей. По мнению экспертов отрасли, кардинальный перелом может наступить уже в 2023 году.
С 1 января вступили в силу требования статьи 46.1 Федерального закона "О связи" от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ, направленные на борьбу с преступниками, использующими подменные номера. Представители операторов связи, минцифры и Роскомнадзора на совместной встрече объяснили, что будут бороться с телефонным фродом с помощью Единой платформы верификации телефонных вызовов (ЕПВВ).
Гендиректор "ВымпелКома" Александр Торбахов назвал позором ситуацию, сложившуюся в последние годы в области телефонного мошенничества. По мнению Торбахова, проблему можно решить только совместными действиями мобильных операторов, банков и государства.
Под влиянием телефонных преступников в 2022 году российские граждане пытались оформить кредиты на 200 млрд рублей, а 83% граждан России хотя бы раз сталкивались с попытками кибермошенничества.
В 2022 году среднее количество мошеннических звонков и других инцидентов достигло 6 млн в день, при этом, по данным ЦБ, 90% мошеннических кол-центров расположено на Украине. Такие данные озвучил начальник управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский.
Преступная активность достигла своего пика в середине 2022 года, когда количество подобных звонков превышало показатели 2021 года в два раза.
С июля по февраль количество таких звонков снизилось на 67%. Тем не менее, по мнению директора департамента обеспечения кибербезопасности минцифры Владимира Бенгина, проблема носит национальный характер и очень важно распространить действие ЕПВВ на всех региональных операторов связи.
Директор центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) Сергей Хуторцев рассказал, что к марту 2024 года все российские операторы связи должны подключиться к единой платформе верификации телефонных вызовов. Каждому региональному оператору связи будет направлено уведомление о возможности подключения к местному узлу платформы. После получения уведомления оператор обязан подключиться к платформе в течение 224 дней.
Подготовил Дмитрий Бевза