05.03.2023 17:39
    Поделиться

    Операторов связи обяжут получать согласие граждан на рекламные спам-звонки

    Госдума начала сбор отзывов на законопроект, защищающий граждан от назойливых спам-звонков. Рекламщиков обяжут заключать с сотовыми операторами специальные договоры. И в любом случае, никто не сможет звонить по рекламным делам, если человек сам не даст на это согласие.
    Если рекламные роботы начнут звонить вам без разрешения, их хозяевам будет грозить штраф.
    Если рекламные роботы начнут звонить вам без разрешения, их хозяевам будет грозить штраф. / Reuters

    С инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Они обратили внимание на проблему, о которой наслышан, наверное, уже каждый: назойливые рекламные звонки. Причем нередко выслушивать приходится не людей, а роботов. Электронный звонок из "стоматологии", "кредит от банка" или "страховка на все случаи жизни" могут настигнуть в самый неподходящий момент.

    "Более половины опрошенных жителей (53 процента) заявили, что испытывают серьезное неудобство при получении подобного звонка и даже сильное раздражение", - сообщают разработчики проекта, ссылаясь на проведенные исследования. Впрочем, есть ощущение, что либо граждане поскромничали, либо оставшиеся 47 процентов из ответивших оказались спамерами. Хотя нельзя исключать, что кому-то рекламные звонки еще не приелись.

    Как замечают разработчики проекта, в настоящее время существует упрощенный и, по их словам, эффективный механизм блокировки телефонного спама для текстовых сообщений. Действие этого механизма предлагается распространить и на голосовые сообщения. "Рассылка голосовых сообщений по сетям телефонной связи и подвижной радиотелефонной связи должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение такой рассылки", - сказано в проекте. Причем именно заказчик рекламной рассылки и оператор сотовой связи должны будут доказать, что разозленный ими человек когда-то давал согласие на звонки. Еще один пункт: рассылка голосовых сообщений должна осуществляться на основании договоров рекламщиков с сотовыми компаниями. Нарушителям правила грозят штрафы, объясняют эксперты.

    По мнению члена Ассоциации юристов России Антона Бибарова-Государева, предлагаемые новшества усилят защиту граждан. В первую очередь отделаться от рекламных "ухажеров" будет проще. Важно также, что бизнесмены не смогут рассылать сообщения втемную, то есть не ставя в известность сотовую компанию. Начнут работать без договора, будут наказаны. Пришлют голосовое сообщение без согласия гражданина - также будут наказаны. И поделом.

    Кстати, жаловаться на электронных "стоматологов" и "страховщиков" можно и сегодня.

    "И сейчас, и в последующем из-за ненормальной спам-активности абоненту всегда можно пожаловаться на оператора связи в ФАС России и в ее региональные управления", - рассказал Антон Бибаров-Государев.

    Он рассказал, что, по данным ведомства, в прошлом году за шесть месяцев антимонопольные органы рассмотрели 6319 заявлений о несоответствии рекламы требованиям законодательства. Лидерами по жалобам стали спам-звонки - это 36,5 процента от всех выявленных нарушений.

    "Нам очень много жалуются на спам-звонки, и хочу отметить, что мы с основной четверкой операторов сотовой связи разработали такой механизм, когда потребители могут пожаловаться на спам-рекламу напрямую сотовому оператору. Это занимает меньшее количество времени, и быстрее такие жалобы рассматриваются, - рассказала в свое время заместитель руководителя ФАС Карина Таукенова. - Система нуждается в том, чтобы ее усовершенствовать, тем не менее первый шаг мы сделали именно потому, что видим: большое количество жалоб приходится на спам-звонки".

    Рекламщики и сотовые операторы, разозлившие человека, будут обязаны доказать, что он когда-то давал согласие принимать такие звонки

    Например, на Камчатке суд оштрафовал на 100 тысяч рублей провайдера, который вывел из себя местного жителя настойчивыми звонками: абоненту предлагали подключить интернет. Но он решил подключить к делу ФАС.

    "В управлении пришли к выводу, что реклама, распространенная провайдером на номер телефона гражданина без его предварительного согласия, является ненадлежащей, а действия компании - нарушающими Закон о рекламе", - рассказали в ведомстве.

    Суды поддержали позицию антимонопольной службы.

    В свою очередь, член АЮР Антон Бибаров-Государев напомнил, что в Госдуме уже рассматривается ряд законопроектов, направленных на борьбу с телефонным мошенничеством. Например, увеличиваются штрафы для тех сотовых компаний, кто не установил на линию аппаратуру спецслужб.

    "Операторов связи уже несколько лет назад обязали устанавливать на свои сети системы оперативно-разыскных мероприятий, которые помогают отслеживать звонки и трафик, - рассказывает член АЮР. - На самом деле, такое оборудование позволяет блокировать номера мошенников, тем самым не допуская хищения денег у доверчивых россиян. Законодатель предусмотрел в КоАП штрафы за неисполнение этого обязательства. Правда, на практике выяснилось, что действующие штрафы не впечатлили операторов".

    Бизнесмены не смогут включать свои электронные звонки, не поставив в известность сотовую компанию

    Поэтому предложено ввести для компаний-нарушителей так называемые оборотные штрафы, когда они четко не зафиксированы, а зависят от выручки, но не менее одного миллиона рублей.

    "Это уже совсем другие деньги - десятки миллионов рублей в зависимости от региона. Отсюда стоит ожидать большей ответственности от операторов связи", - считает Антон Бибаров-Государев.

    Безопасность

    Позвоночные попали в беду

    По данным Банка России, объем денежных потерь российских граждан от телефонного мошенничества в 2022 году составил 14,2 млрд рублей. При этом максимальная единовременно похищенная сумма составила 500 млн рублей. По мнению экспертов отрасли, кардинальный перелом может наступить уже в 2023 году.

    С 1 января вступили в силу требования статьи 46.1 Федерального закона "О связи" от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ, направленные на борьбу с преступниками, использующими подменные номера. Представители операторов связи, минцифры и Роскомнадзора на совместной встрече объяснили, что будут бороться с телефонным фродом с помощью Единой платформы верификации телефонных вызовов (ЕПВВ).

    Гендиректор "ВымпелКома" Александр Торбахов назвал позором ситуацию, сложившуюся в последние годы в области телефонного мошенничества. По мнению Торбахова, проблему можно решить только совместными действиями мобильных операторов, банков и государства.

    Под влиянием телефонных преступников в 2022 году российские граждане пытались оформить кредиты на 200 млрд рублей, а 83% граждан России хотя бы раз сталкивались с попытками кибермошенничества.

    В 2022 году среднее количество мошеннических звонков и других инцидентов достигло 6 млн в день, при этом, по данным ЦБ, 90% мошеннических кол-центров расположено на Украине. Такие данные озвучил начальник управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский.

    Преступная активность достигла своего пика в середине 2022 года, когда количество подобных звонков превышало показатели 2021 года в два раза.

    С июля по февраль количество таких звонков снизилось на 67%. Тем не менее, по мнению директора департамента обеспечения кибербезопасности минцифры Владимира Бенгина, проблема носит национальный характер и очень важно распространить действие ЕПВВ на всех региональных операторов связи.

    Директор центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ) Сергей Хуторцев рассказал, что к марту 2024 года все российские операторы связи должны подключиться к единой платформе верификации телефонных вызовов. Каждому региональному оператору связи будет направлено уведомление о возможности подключения к местному узлу платформы. После получения уведомления оператор обязан подключиться к платформе в течение 224 дней.

    Подготовил Дмитрий Бевза

    Поделиться