Валерий Выжутович: Последние годы уровень ксенофобии в России устойчиво снижается. Проявлений межнациональной вражды стало меньше

В России нет всплеска ксенофобии. К такому выводу пришли участники круглого стола, состоявшегося недавно в пресс-центре МИА "Россия сегодня". "Обычно во время военных конфликтов в странах растет уровень ксенофобии среди населении, но в России этого не произошло", - заявил зампредседателя научного совета ВЦИОМ, ведущий эксперт Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Иосиф Дискин.

Он также прокомментировал ситуацию в сфере миграционной политики, предложив ввести в стране программу социальной ориентации для мигрантов второго поколения. Молодые люди, объяснил он, часто не помнят тягот, с которыми их родители столкнулись на родине, не могут сориентироваться в российском обществе. Было бы также правильным, считает эксперт, расширить систему господдержки бывших мигрантов, "чтобы наше волонтерское движение интегрировало в себя людей, которые стали относительно недавно нашими гражданами".

По данным фонда "Общественное мнение" (ФОМ), большинство россиян (78 процентов) не испытывают никакого беспокойства или недовольства по поводу мигрантов из Центральной Азии. Более половины респондентов (53 процента) считают, что государство должно помогать мигрантам адаптироваться, более трети (32 процента ) - что не должно. Если бы мигранты поселились с ними рядом, 18 процентов россиян отнеслись бы к этому хорошо, 24 процента - плохо, 48 процентам это было бы безразлично. Почти половина российских граждан желали бы существенно ограничить въезд мигрантов из Центральной Азии в их города. А 59 процентов опрошенных считают, что "мигранты занимают рабочие места, на которых местные жители работать не хотят".

Большинство россиян (78 процентов) не испытывают никакого беспокойства или недовольства по поводу мигрантов из Центральной Азии

Последнее утверждение полностью отражает реальность. Присутствие мигрантов не обостряет конкуренции на рынке труда и практически не влияет на уровень безработицы в России. Это доказали экономисты дальневосточных подразделений ЦБ Мария Кудаева и Иван Редозубов. В своей работе "Влияние миграционных потоков на экономическую активность и рынок труда России в целом и региональном аспекте" они опровергли расхожие представления о мигрантах как о людях, чье присутствие в стране обостряет в ней безработицу. Исследовали 12 принимающих регионов (мегаполисы, Татарстан, Краснодарский край, Тюменская область) и 21 отдающий регион (Дальний Восток и Забайкалье, Северный Кавказ, части Сибири и Поволжья), где миграция наиболее выражена. В итоге авторы констатируют, что "последствий миграции для безработицы ни в России в целом, ни в регионах не определено".

Будто обнадеженные таким результатом, более половины трудовых мигрантов высказали намерение остаться в России навсегда. Это отмечается уже в другом исследовании: "Коронавирус и трудовая миграция". Его провели ученые НИУ ВШЭ. Исследование осуществлялось путем онлайн- и телефонных опросов. Опрашивали мигрантов, находящихся в России и за ее пределами. Выяснилось, что по причинам, вызванным пандемией, без работы осталась треть мигрантов. В Москве им пришлось тяжелее, чем в других регионах. В столице без работы остались 40,8 процента гастарбайтеров, тогда как в регионах - 21,2.

"Работодатели избавлялись в первую очередь от менее опытных и квалифицированных работников и неформально занятых, т. е. тех, чьи трудовые отношения основывались на устных соглашениях. Трудно пришлось самозанятым, а также работавшим в микро- и малых предприятиях", - говорится в докладе, подготовленном по результатам исследования. Безработными оказались 54,3 процента мигрантов из числа гостиничного и ресторанного персонала, 35,4 процента домработниц и нянь, 32,9 процента продавцов и лишь 18,5 процента строителей. "В отличие от российских работников, в массовом порядке переживших сокращение оплаты труда, мигранты столкнулись с массовыми сокращениями, обусловленными закрытием бизнесов", - отмечается в исследовании. Основная причина увольнения (ее назвали более трети опрошенных) - закрытие предприятий и сокращение штата. Бывало, однако, и так, что работнику не платили, но предоставляли еду и жилье. Об этом рассказали 18,9 процента опрошенных. Денег даже на еду не хватало 35 процентам респондентов. Тем не менее лишь каждый десятый раздумывал, стоит ли временно покинуть Россию, переждать трудности на родине, а потом вернуться. Большинство - 42,4 процента опрошенных - были уверены, что смогут вернуться на старую работу, 42,8 процента - что найдут себе новую. Те же, кто намеревался, но из-за карантина не смог приехать в Россию, заявили, что не отказываются от своего намерения. Потому что ситуация на рынках труда в странах СНГ сейчас гораздо хуже, чем в России.

Последние годы уровень ксенофобии в России устойчиво снижается. Проявлений межнациональной вражды стало меньше

В последнее десятилетие года уровень ксенофобии в России устойчиво снижался. В 2015 году многонациональность называли полезной 45 процентов опрошенных, вредной - 23. В конце 2018 года это соотношение стало еще более контрастным - 50 процентов и 21 соответственно.

Ксенофобии как массового психоза в России сейчас нет. У отдельных граждан, конечно, случаются обострения этого социального недуга. Ксенофобия обостряется всякий раз, когда падает уровень жизни российского обывателя, который тут же начинает искать, кто в этом виноват, и столь же привычно находит.