06.03.2023 02:06
    Поделиться

    Андрей Максимов: Песталоцци считал, что, прежде чем учить ребенка - его необходимо изучить

    Вот, казалось бы, и книжка моя про Песталоцци вышла, и не где-нибудь, а в знаменитой серии ЖЗЛ, и уже другую книжку пишу, про другого педагога, а не отпускает Иоганн Генрих Песталоцци. Ну, правда. Ощущение, будто встретил хорошего человека, пообщался, и - не хватило. Словно он ушел, а ты продолжаешь с ним беседовать, и не отпускает этот разговор потому, что важный.

    Лоция - это, по сути, карта движения корабля, без которой запутаешься, заплывешь ни туда, а то и на рифы наткнешься... Нужен хороший лоцман с надежной лоцией.

    Это - Иоганн Генрих Песталоцци. Гений. Автор открытий в педагогике.

    Тут ведь вот какая история. Если открытие делает физик, химик или психолог - мы с уважением говорим: это - открытие. Если что-то открывает педагог, мы вздыхаем: ну, да, это его мнение. Откуда такое неуважение к открытиям знаменитых педагогов, - не знаю.

    Имя Песталоцци известно, в общем, всем. Все знают, что был такой педагог. Открытия его - почти никому. Во всяком случае, ни один учитель, которого я спрашивал: чем славен Песталоцци? - ответить мне не смог.

    Главное открытие Песталоцци - это метод природосоответствия. Метод, который могут использовать и учителя в школе - что вряд ли: им не того. И родители - если захотят и найдут время.

    В чем его суть? Песталоцци считал, что, прежде чем учить ребенка - его необходимо изучить. Понимаете? Не объяснять ему сразу, сколько будет дважды два, а изучить: понять его суть, его интересы, его увлечения.

    Мы не задумываемся над тем, почему человек идет в школу именно с семи лет. Это традиция, идущая от церкви, которая считала - и, думаю, справедливо, - что именно с семи лет ребенок готов прикоснуться к церковным таинствам, например, исповеди. С семи лет человек может в большой мере отвечать за себя.

    Значит, с семи лет его вполне можно и интересно изучать. Вот, изучив семилетнего человека, можно развивать в нем то, что требует воспитания, то, что ребенку вырабатывать в себе и полезно и нужно.

    Недавно у меня прошел эфир программы "Наблюдатель", посвященный другому великому педагогу - Константину Ушинскому. Присутствующий на нем один из самых знаменитых российских психологов и педагогов Александр Асмолов сказал, что его тошнит от словосочетания "гармонично развитый человек". Я его понимаю. Есть исключения, например, Леонардо или Ломоносов, но в целом успеха добиваются те, кто как можно раньше выбрал свою дорогу и идет по ней.

    Что значит: выбрал свою дорогу? Тот путь, который соответствует его природе. Это и есть метод природосоответствия Песталоцци. Нельзя учить всех всему - бессмысленное дело. Нужно изучить ребенка, понять - обязательно вместе с ним! - к каким наукам или ремеслам лежит его душа, и развивать именно это.

    Песталоцци считал, что, прежде чем учить ребенка - его необходимо изучить. Понимаете?

    За последнее время проведено большое количество разных исследований на тему: какие навыки необходимы человеку XXI века, чтобы принести пользу себе и обществу. Понятно, что результаты разных исследований - различны. Но в целом есть три позиции. Первая: умение креативить. Вторая: умение работать в коллективе. Третья: умение объективно оценивать себя. Мы никак не можем понять, что в эпоху, когда сегодня количество гаджетов на земле превышает количество людей, - вызубренные знания, пользу не приносят. Бессмысленно учить человека тому, что можно узнать одним кликом. Знания необходимы лишь как повод для креатива.

    Иоганн Генрих Песталоцци знал это задолго до эпохи гаджетов, еще в конце XVIII века. В школах Песталоцци учились сироты, дети из бедных семей. И Песталоцци прекрасно понимал, что они вряд ли когда-нибудь поднимутся по социальной лестнице, но даже у них он старался найти призвание - хотя и слова-то такого в ту пору не существовало - сделать так, чтобы молодой человек занимался тем, к чему лежит его душа.

    В наших школах слово "призвание" заменено на "профориентацию". Тоже важное дело, кто спорит. Только это совсем разные вещи. Профориентация - это история про то, какие профессии сегодня нужны государству. Призвание - про то, зачем человека призвали - однокоренное слово - на землю. Мы забываем рассказать своим детям: нахождение призвания - это половина счастья (вторая половина - любовь, но тут родители вряд ли могут чем помочь). Или нам по-прежнему кажется, что хорошие оценки важнее поиска призвания? Большое заблуждение!

    Еще Песталоцци открыл принцип элементарного воспитания. Что это такое? Его любимый пример. Он спрашивал: "Что такое вода?" Как правило, отвечали "жидкость". А лед? А снег? А туман? Нет, вода - это явление природы, она может быть разной.

    Рассказав про воду - пример элементарный, - можно переходить к человеку. И тогда Песталоцци говорил ребенку: ты - тоже явление природы, как и вода, значит, ты тоже можешь быть разным. И этого не стоит бояться. Это нормально.

    Cегодня вызубренные знания пользу не приносят. Бессмысленно учить человека тому, что можно узнать одним кликом

    Сегодня мы понимаем, что профессия учителя - серьезная и важная. Не стоит забывать: уважение к профессии педагога - это, во многом, заслуга Песталоцци. Сам он, будучи всеевропейски известным писателем, в 55 лет (!!!) пошел работать помощником учителя к... сапожнику. Песталоцци, вслед за Яном Каменским, доказал, что педагогика - это серьезная наука.

    Иоганн Генрих Песталоцци - человек, чьи педагогические открытия лежат в основе работ всех великих педагогов: Корчака, Ушинского, Монтессори, других. Все они это признавали.

    Не грех бы и нам его не забывать. Его лоция нам необходима.

    Поделиться