06.03.2023 22:03
    Поделиться

    Елена Гагарина: Сколько весит шапка Мономаха и кто сегодня посетитель Музеев Московского Кремля

    Сколько весит шапка Мономаха, когда китайские туристы вернутся в Кремль, какие сенсации ждут зрителей в новом корпусе Музеев Московского Кремля... Об этом и многом другом рассказала Елена Гагарина на "Деловом завтраке" в "Российской газете".
    Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, в гостях у "Российской газеты".
    Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля, в гостях у "Российской газеты". / Александр Корольков / Сергей Куксин

    Имя директора крупного музея - это бренд. Имя помогает порой организовать крупнейшие выставки-блокбастеры, имя порой не менее важно, чем страховка. Фамилия Гагарина помогала вам, особенно когда вы только возглавили Музеи Московского Кремля?

    Елена Гагарина: Я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Помогают, наверное, профессиональные качества, которые ты получаешь, когда учишься и работаешь. Все-таки опыт работы в Пушкинском музее с Ириной Александровной Антоновой на протяжении двадцати лет для меня был очень важен. Если человек не профессионал, то, какая бы фамилия у него ни была, она ему не поможет.

    До пандемии Музеи Московского Кремля принимали до трех миллионов посетителей в год. Кто сегодня посетитель Музеев Московского Кремля?

    Елена Гагарина: У нас небольшие выставочные пространства. Оружейная палата - это две тысячи квадратных метров. Плюс два крошечных выставочных зала, каждый по 200 квадратных метров. Остальное - это соборы и Патриарший дворец. Если говорить о количестве посетителей, которое приходится на метр выставочной площади, то, думаю, число наших зрителей сопоставимо с числом посетителей огромных музеев, принимающих десятки миллионов людей.

    Музеи пострадали прежде всего во время пандемии. Мы очень надеемся, что китайские туристы в скором времени к нам поедут. Сейчас МИД ведет переговоры, чтобы для туристов, которых, как мы знаем, привозят китайские профсоюзы, был безвизовый режим. Надеемся, что летом, когда будет потеплее, приедут и туристы из Индии. И, конечно, как всегда, мы рады посетителям из всех уголков нашей страны. Посещаемость сейчас значительно больше, чем сразу после пандемии в 2021 году.

    Елена Юрьевна, международные проекты поставлены на паузу?

    Елена Гагарина: Да. У нас есть запрет министерства культуры на выдачу вещей. Но мы можем делать виртуальные выставки и фотовыставки. Например, сейчас мы отправляем фотовыставку в Таиланд. С Таиландом у нас складываются перспективные отношения. Как только это будет возможно, мы, конечно, начнем сотрудничать с этой страной. У нас есть запрос из музеев Китая, в том числе из музеев, с которыми мы уже раньше работали. Они очень хотят получить выставки из Музеев Московского Кремля и показать свои проекты у нас.

    Сохранились ли профессиональные и человеческие контакты с директорами европейских музеев, с которыми вы организовывали совместные проекты?

    Елена Гагарина: Разные партнеры ведут себя по-разному. Есть люди, которые относятся к нам так же прекрасно, как и раньше. А есть иные. Есть музеи, которые присылают нам приглашения на свои выставки. В конце концов есть интернет. Все музейщики прекрасно знают проекты, которые коллеги делают в разных странах.

    Музеям Московского Кремля ничего не приходилось спешно вывозить из-за границы в феврале 2022 года?

    Елена Гагарина: В феврале 2022 года вещи из Музеев Московского Кремля были представлены на выставке Фаберже в Музее Виктории и Альберта. Когда правительство предложило срочно эвакуировать наши экспонаты, коллеги из Музея Виктории и Альберта попросили оставить вещи. Сказали, что дают гарантию возвращения вещей после планового завершения выставки. Выставка закончилась, и мы вещи вывезли в срок. Точно так же, как вернулись и вещи из других музеев, в том числе Государственного Эрмитажа.

    МИД ведет переговоры, чтобы для туристов, которых привозят китайские профсоюзы, был безвизовый режим

    В середине марта открывается выставка "Небесное воинство. Образ и почитание", которая охватывает период от XII века до середины XX века. Почему такой широкий охват?

    Елена Гагарина: И князья Борис и Глеб, князь Михаил Черниговский, князь Александр Невский - это реальные люди, они живут в памяти людей и церкви. Для Александра Невского, например, очень важными были святые князья Борис и Глеб, которым он молился перед Невским сражением со шведами. Считается, что они были его небесными заступниками в той битве. Борис и Глеб были убиты в 1015 году, вскоре после того, как христианство пришло на Русь. А канонизированы они были в том же столетии - в 1072 году. А князь Дмитрий Донской, например, был канонизирован православной церковью в 1988 году. Поэтому рамки истории, которую мы рассказываем на выставке, не ограничены тем временем, когда жили эти удивительные люди. Точно так же раритеты, которые мы покажем, принадлежат разным эпохам. Храмовый образ "Архангел Михаил с деяниями ангелов" покинет иконостас Архангельского собора впервые с 1980 года. Но в экспозиции будут эскизы Павла Корина образов Александра Невского и Дмитрия Донского, созданные им для мозаик станции метро "Комсомольская".

    Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ"

    Поделиться