06.03.2023 19:20
    Поделиться

    ЦБ хочет создать бонусную систему для СБП

    Банк России объявил о том, что создаст программу лояльности для Системы быстрых платежей (СБП) - планирует через полгода выйти с конкретными предложениями. Эксперты, опрошенные "Российской газетой", признали, что одной из проблем, сдерживающих активное развитие оплат через СБП, является отсутствие программы лояльности в отличие от карт "Мир".

    "По просьбам банков и по просьбам клиентов мы будем делать в этом году программу лояльности для СБП", - сказала первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова на встрече руководства ЦБ с банкирами. Она отметила, что на данный момент программы лояльности существуют только для карт, и успешного примера реализации такой программы в СБП на международной площадке пока нет.

    Правовые аспекты банковской деятельности эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

    "Мы здесь, наверное, будем одной из первых стран. Но, с нашей точки зрения, это очень правильно, если мы говорим о клиенте, о банках и вообще о возможности мотивирования всех игроков на этом рынке", - отметила она. Через полгода регулятор выступит с конкретными предложениями о том, как может выглядеть эта программа.

    Пока конкретного формата программы регулятор не раскрывает. "Это, скорее всего, будет за счет НСПК (Национальной системы быстрых платежей - "РГ"). Но при этом мы будем делать сложную достаточно программу, где-то через полгода мы будем готовы обсудить. Сейчас конкретно обсуждаем, как она будет выглядеть", - пояснила Скоробогатова.

    Председатель совета ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов отмечает, что программа лояльности - важный компонент большинства платежных продуктов, способствующий их распространению. "В этом смысле программа лояльности была бы весьма полезна для СБП. При этом источником финансирования для таких программ являются комиссии, так что тут важно найти баланс между низкими комиссиями за платежи и эффективным поощрением", - подчеркнул он.

    "Когда у клиента есть выбор - оплатить картой "Мир" с кэшбэком или СБП без бонусов, клиент не стимулируется к выбору СБП. Для карточных платежных систем программы лояльности делают банки, которые используют в этих случаях получаемые комиссии интерченджа. В случае СБП ситуация переворачивается - здесь уже торговые предприятия получают выгоду от меньшей комиссии от оплаты платежей и должны финансировать клиентскую лояльность. Фактически мы сейчас наблюдаем конкуренцию двух продуктов мегарегулятора - карт "Мир" и СБП, что позволяет предположить сближение условий по этим продуктам", - сказал глава правления ассоциации "Финансовые инновации" Роман Прохоров.

    Всего участниками системы на данный момент являются более 200 банков, в том числе 12 крупнейших. В ВТБ подготовили собственную позицию по созданию программы лояльности по СБП и поддержали инициативу ЦБ. "Создание единой платформы для держателей карт "Мир" и пользователей Системы быстрых платежей позволит существенно увеличить скорость развития рынка СБП-платежей в России", - считают в кредитной организации.

    Поделиться