Нехватка стекла становится настолько острой проблемой для европейских виноделов, что они обращаются к правительствам своих стран за помощью, пишут французские СМИ. Дефицит стекла начал проявляться во Франции во время пандемии, когда печи перестали работать на полную мощность. Сегодня производство стекла также сокращается, но по другой причине - возросла стоимость топлива для печей. Для стекольных заводов ежегодный счет за газ вырос почти за год в 4,5 раза, что заставляет предприятия снижать производство. Из двух производителей стекла во Франции один прекращает производство стандартных бутылок светло-зеленого цвета, которые используются для белых вин. Также днем с огнем не найдешь на рынке прозрачную бутылку. И они теперь стоят втридорога. Так, бутылка в форме флейты в 2021 году стоила 0,35 евро, а теперь - более 0,7 евро.
Со дня на день французские виноделы ждут очередного подорожания на 15%.
Такая ситуация может привести к повторному использованию бутылок: виноделы станут призывать потребителей приносить тару в пункты приема сбора. Такая практика в свое время полностью исчезла во Франции, потому что переработка стекла стала эффективной. Но сейчас цены на бутылки настолько высоки, что у виноделов не остается другого выхода.
В Европе сработал эффект домино: в пандемию спрос на стекло упал, из-за чего закрывались предприятия, а запустить заново печь дело небыстрое, говорит руководитель агентства WineRetail Александр Ставцев. И когда начал восстанавливаться спрос, европейские производители стекла не смогли его удовлетворить. А потом наложился энергокризис. Чтобы производить бутылку, нужно поддерживать температуру стекломассы 1400 градусов по Цельсию. По нынешним временам дешевле просто сжигать деньги. По оценке Ставцева, в себестоимости недорогого вина доля бутылки составляет около 10%. Из-за роста цен сейчас в Европе тестируют под вино другую тару - бумагу и пластик.
В России на долю импортного вина приходится почти половина рынка, львиная доля которого - из Европы (Италии, Испании, Франции, Португалии). Но подорожавшая бутылка уже отыграна в цене. Поэтому единственное, почему теперь может дорожать европейское вино в России, - курс рубля, считает Ставцев.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что французские виноделы преувеличивают масштаб проблемы, чтобы распродать свое вино, которого в Европе огромный избыток. Так уже было три года назад, когда французские виноделы стали рассказывать про неурожай. В итоге взволнованные потребители в ожидании роста цен купили у них на 20% больше вина. Если и подорожает вино из ЕС, то очень незначительно (на 25-50 рублей с бутылки), прогнозирует Дробиз.