Российские сервисы не смогут ремонтировать все новые гаджеты
По словам главы сервисного центра Fixed.one Дмитрия Дружбина, одна из ключевых особенностей современной техники в том, что замена большинства запчастей на новые проходит с авторизацией в режиме онлайн.
Авторизованных сервисных центров в России не останется к июлю-августу 2023 года, полагает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "С 5 марта 2022 года, когда Apple известили об уходе из России, прошел год. В мае ожидается прекращение поддержки iPhone и других продуктов. Гарантия год почти на все. Авторизации сервисов сгорят в июне-августе, никаких авторизованных сервисов в России не будет. Сервисы не смогут больше получать доступ к документации, заказу запчастей", - говорит Муртазин.
Согласно официальной позиции Apple, это решение временное и вызвано отсутствием запчастей. Однако перебои были и раньше, летом прошлого года ожидание некоторых деталей составляло два и более месяцев - это не мешало Apple продолжать обслуживание устройств. Сейчас же получается, что компания не планирует поставок на гораздо больший срок.
"Решение Apple прекратить в России обслуживание компьютеров и планшетов - не только гарантийное, но и платное - настолько застало всех врасплох, что некоторые клиенты получали отказы в оформлении уже в процессе приемки устройств", - отмечает Дружбин.
Собеседник "РГ" предполагает, что причиной могли стать санкции, в которых прописан запрет на поставки электроники дороже 300 долларов. Многие детали у Apple превышают эту планку и, возможно, компания поспешила вывести себя из-под возможного штрафа.
При этом по неофициальным каналам перебоев с поставками участники рынка не фиксируют - из Китая все везется исправно и по графику. Но тут есть нюанс. В новых устройствах мало поставить деталь, ее надо еще и активировать, чего неавторизованный сервис сделать не сможет.
"Без этого в лучшем случае система будет говорить о непроверенной детали. А в худшем - не будет работать частично или полностью. Если ничего не изменится, будем жить как на Кубе. Там старые автомобили, а у нас будут старые айфоны - потому что их хоть как-то чинить можно", - говорит Дружбин, добавляя, что всем стоит готовиться к тому, что гарантийное обслуживание ляжет на плечи продавцов техники.
В розничной сети "Ситилинк" "РГ" не смогли прокомментировать ситуацию с сервисным обслуживанием проданной техники. В "М.Видео-Эльдорадо" сообщили, что отвечают за качество продаваемой техники, даже если такие обязательства не берет на себя производитель.
"Мы гарантируем защиту интересов покупателей и предоставляем привычное сервисное обслуживание. Мы являемся партнерами и находимся в постоянном контакте с проверенными сервисными центрами, имеющими соответствующий опыт работы. Так, например, мы успешно осуществляем сервисную поддержку техники HP, Apple и других брендов", - рассказала официальный представитель ретейлера Валерия Андреева.
Собеседники на рынке сервисного обслуживания соглашаются с тем, что проблем с поставками запчастей в России на сегодняшний день нет, если есть возможность привезти их из Китая. По общему правилу, сервисным и гарантийным обслуживанием занимаются либо розничные сети, либо сервисные центры, подписавшие контракты на обслуживание с поставщиками техники. Нет проблем и с сервисным обслуживанием техники китайских и корейских производителей. "Даже если компания свернула публичную деятельность в России, она продолжает обслуживать весь парк своих устройств", - отмечает собеседник "РГ".
На этом фоне активную деятельность развили продавцы поддельной техники. Они предлагают якобы таможенный конфискат по ценам в 3-4 раза ниже рынка. Эксперты отмечают, что в случае отсутствия возможности приобрести актуальную модель по ее рыночной цене стоит обратить внимание на гаджеты, выпущенные 1-2 года назад - они сохраняют актуальность. Кроме того, за последний год в России появилось сразу несколько новых брендов, преимущественно из Китая, осуществляющих полный сервисный цикл поддержки своих клиентов.