Елена Кипер: "Художники-визионеры программируют будущее"

Музыкальный и кинопродюсер, композитор, клипмейкер, журналист, сценарист, режиссер и преподаватель ведущих российских вузов Елена Кипер является одним из проводников и ярких маяков мира креативных индустрий. Она показывает на собственном примере, как в постоянном процессе роста, обучения, соединения различных творческих профессий транслировать в мир свои идеи, передавать их, создавать проекты, способные увлечь аудиторию, в самых разных жанрах. В прошлом Елена была сопродюсером группы t.A.T.u., автором хитов "Нас не догонят", "Я сошла с ума", сотрудничала с Лолитой Милявской, а сейчас уже на протяжении пяти лет работает с Дмитрием Маликовым.
Предоставлено Еленой Кипер

В ее портфолио - синглы, написанные для Надежды Грановской, Анны Седоковой, Димы Билана, Кати Лель, Славы и многих других, а также более 50 видеоклипов. Кипер была креативным продюсером конкурса "Пять звезд", который по факту стал генеральной репетицией "Евровидения-2009" в России, в жюри которого она также входила, получила более 60 российских и международных наград, в том числе BMI Awards 2003, 2004, 2019, 2020, 2021, "Золотой Граммофон", "Песня года". И это только часть фактов из ее биографии.

С 2017 года она преподает в бизнес-школе RMA на факультете "Менеджмент в шоу-бизнесе", с 2018-го - в ВШЭ на факультете коммуникаций, медиа и дизайна, а также читает лекции на кафедре продюсерства исполнительских искусств в Российской академии музыки имени Гнесиных. Елена основала собственные школы - клипмейкинга "Я режиссер", а также "Продюсирование 360". Недавно совместно с медиаменеджером, генеральным директором Президентского фонда культурных инициатив Романом Кармановым она начала вести на Первом канале подкаст "Креативные индустрии". О том, как креатору перейти на более совершенную модель мышления и каким образом творчество на низких и высоких частотах психологически влияет на человека и мир вокруг, Елена Кипер поделилась с корреспондентом IPQuorum.

- Елена, расскажите про ребят, которые осваивают продюсирование и другие креативные профессии. Насколько они активны, мотивированы?

- Я помню, как сама была студенткой и получала второе высшее в Нью-Йоркской академии киноискусства, где училась продюсированию кино и сериалов, а также драматургии в Sony Pictures. Хотя это были краткосрочные программы, знания давались очень полно и концентрированно - за день у мастера можно было взять максимум. С тех пор прошло больше десяти лет, но у меня до сих пор сохранились аудиозаписи, конспекты, в которые я могу заглянуть и взять то, что мне нужно. У меня такой же стиль преподавания, но, к сожалению, я вижу, что студенты совсем разучились записывать. Только одна девушка из моих нынешних студентов сама сделала лейбл, два года учась в Гнесинке. Большинство, к сожалению, не усваивают главное, на мой взгляд, - понятие миссии, того, что они хотят донести своими проектами, какая у них смысловая нагрузка. Получается форма без содержания.

- Как вы думаете, с чем это связано?

- Мне кажется, прежде чем изучать эти глубокие смысловые основы, человек должен пройти определенную практику, прочувствовать на себе, что такое та или иная креативная индустрия, получить и оценить первый результат своей работы. Только тогда он начнет думать о причинах и следствиях, задумываться о том, для кого и для чего он все это делает. Творец - это публичная профессия, направленная на аудиторию. Миссия имеет в ней ключевое значение.

- Есть ли у начинающих креаторов возможности для практики?

- Конечно. Люди, возглавляющие образовательные программы по продюсированию, сами заинтересованы в том, чтобы привлекать ребят к практике. И руководитель факультета "Менеджмент в музыкальном бизнесе" RMA Марина Иваненко, и Олег Иванов, заведующий кафедрой продюсерства исполнительских искусств в Гнесинке, стараются вводить своих учеников в большие проекты, ивенты, организовывают им встречи с ведущими представителями креативных индустрий, чтобы студенты могли пообщаться с ними, предложить себя в роли стажеров. Все это больше похоже на подвижничество и не входит в обязанности преподавателей, но они растят кадры - это их миссия.

- Поделитесь примерами из практики ваших студентов?

- Недавно молодые ребята, продюсеры, пришли ко мне записывать трек. До этого я провела у них два занятия. Одно было посвящено пирамиде Маслоу, тому, как композиция или любое другое произведение - книга или спектакль - влияет на аудиторию на бессознательном уровне, что происходит с людьми, когда они погружаются в эту форму. Второе как раз было посвящено смыслам, целям создания произведения, тому, что можно в него заложить, ведь мы живем в информационном веке, и информация - это самое драгоценное, что у нас есть. Я рассказывала им о частотах, о том, как они устроены, и о большом заблуждении, что на низкочастотном, пограничном, "порочном" контенте можно заработать больше, чем на высокочастотном. Существует статистика, подтверждающая обратное, которую я также привела, но в результате все студенты записали песни на очень низкочастотном "языке".

- Увы, массовая аудитория падка на такую музыку…

- Да, но творец должен уметь поднимать себя на более высокий уровень, вытягивать, как барон Мюнхгаузен, из низкочастотного болота, куда его тянет публика. Тогда он будет вести за собой слушателей и получит большую отдачу, начнет жить в совершенно другом мире. Года три назад я стала наблюдать, как проявляются мои первые студенты на креативном поле. В основном они возглавляют большие культурные ивенты, связанные с образовательными проектами. Я вижу, что семя проросло, и стараюсь также прорастить его в новом поколении. Сейчас большой дефицит молодых публичных личностей, лидеров мнений, ярких артистов и брендов. Когда ко мне приходят ребята, которые хотят выходить на сцену и работать с публикой, я сначала анализирую, на каком этапе самоосознания, понимания творческого процесса и себя самих они находятся, ставлю "диагноз", провожу "терапию", даю им время подумать, как их собственные ограничения мешают им перейти на более совершенную модель мышления, и только после этого мы начинаем работать. Мои основные вопросы - зачем они выходят к аудитории, что ей дают, какую ценность несут и какие боли закрывают.

- Можете подробнее объяснить, как, на ваш взгляд, творчество влияет на аудиторию?

- Не только на аудиторию, но и на формирование реальности. Когда я читала "Тибетскую книгу мертвых", мне отозвалась такая мысль: если бы мы понимали, что проживаем не одну жизнь и последствия этой отразятся на следующей, что наши действия, мышление повлияют на наших потомков, мы бы совершенно по-другому относились к Земле, к экологии. Экологии творчества это тоже касается. В 1990-х и начале 2000-х большими художниками было создано огромное количество фильмов-катастроф. Сейчас эти катастрофы происходят в реальности.

Квантовая физика легко объясняет то, как творцы на частотном уровне влияют на мир вокруг себя с помощью звука, цвета, информации, которую они передают. Хотя некоторые до сих пор считают квантовую физику псевдонаукой, то, что в прошлом году исследователи в этом направлении получили Нобелевскую премию, только доказывает ее убедительность, а впереди нас ждет еще много открытий. Художники-визионеры не просто фантазируют, а программируют будущее, создают мыслеформу, в которую люди начинают верить. Вера - очень мощная сила, способная материализовать то, что воплощено в произведениях, поэтому творцы ответственны за них. Никто не говорит, что в том же фильме все должно быть только лучезарно: конечно, там должен быть и захватывающий сюжет, и драматургия, проблемы, боли. Главное, какой конечный результат продемонстрировать зрителю. За ним он и пойдет.

- Это еще и о психологии восприятия…

- Конечно! На ней построен весь инфобизнес. Мощность воздействия творческого информационного контента очень велика. Он может придавить, как бетонная плита, - все эти шоу про несчастных людей, фильмы, которые уводят зрителя в драматизм, где люди теряют детей, разводятся, сходят с ума. Если в реальной жизни человек может заниматься несколькими делами одновременно, то в кино он погружен полностью. Здесь музыка, актерская игра, спецэффекты и множество других составляющих воздействуют на него в буквальном смысле на химическом уровне. События, происходящие в фильме, он может проживать очень глубоко. Дальше эта модель загружается в бессознательное, которое начинает проецировать ее на реальную жизнь.

- Возможно ли в обозримом будущем вывести на высокие частоты массового зрителя?

- Сложный вопрос. Для этого нужно не только проводить мероприятия, форумы в больших городах, но и работать с провинциальной аудиторией. У людей в деревнях, поселениях есть только телевизор и интернет. Чтобы они увидели в своем поле нечто большее, им нужна офлайн-площадка, где они смогут смотреть интересные фильмы, слушать качественную музыку, общаться. В последние годы идет кинофикация регионов, поставка туда специального оборудования и интересного киноконтента. Но главное - нужен амбассадор: харизматичная, талантливая личность, представляющая креативные индустрии, которая сможет на доступном языке рассказать о высоких формах искусства, показать на своем собственном примере модель счастливого творческого проживания жизни, без драмы и надрыва, заинтересовать их, как Конор Макгрегор заинтересовал массовую публику боевыми искусствами.

- Продолжая разговор о смыслах, какой вы видите миссию подкаста "Креативные индустрии"?

- Не только начинающие, но и уже заслуженные креаторы, которые имеют огромный бэкграунд, иногда не могут обернуться назад и понять, зачем они создали тот или иной проект. Живя исключительно в моменте, они становятся зависимыми от того, что "строят". Мы же как раз говорим о формах визионерства и призываем творцов переосознать, переосмыслить свое творчество, даже то, что они делали в самом начале пути, увидеть, насколько они способны создавать реальность для себя и для других. Также интересно будет встретиться с кем-то из наших героев, например с артистом балета, директором Севастопольского театра оперы и балета Сергеем Полуниным, еще раз через какое-то время и проследить путь реализации его новых проектов. Еще очень любопытно соединять на одном поле самых разных персонажей. Например, продюсер и генеральный директор лейбла Black Star Пашу и писатель, сценарист Александр Цыпкин не были знакомы до встречи в нашей студии. В итоге получился очень живой, насыщенный разговор, полетели искры. Кто знает, возможно, это приведет к необычной коллаборации: за синтезом, синергией стоит очень большая сила.

- Кто ваша аудитория?

- Мы хотим говорить о креативных индустриях как о форме, которая может быть доступна самой разной публике. И если, скажем, к нам в гости придет оперная певица, живущая в абсолютно параллельной реальности с работником фабрики или сотрудником продуктового магазина, рядом с ней должен сидеть человек, который сможет "приземлить" концепцию ее мышления, мировоззрения для тех, кому пока сложно понять, что такое креативные индустрии. Иногда мне приходят письма от людей, которые пишут о том, как они пытаются "скреативить" что-то в своей жизни. И я искренне верю, что у них это может получиться, если они посмотрят подкаст и смогут психологически узнать, идентифицировать себя даже с тем же Сергеем Полуниным.

- В выпуске с Игорем Матвиенко ваш соведущий Роман Карманов сказал, что продюсер - главный человек в проекте. Вы согласны с этим утверждением?

- Дело в том, что понятие "продюсер" очень размыто. Если человеку, не до конца понимающему, кто это, высказать такую мысль, он возмутится: "А как же режиссер, сценарист, автор песен? Они что, не главные?" В идеале продюсер - это не только тот, кто занимается управлением, он сам должен быть творцом, коммуникатором, иметь в своем арсенале навыки всех вышеперечисленных профессий. Тогда да, он становится главным в креативном проекте.

- То есть будущее за полиматами?

- Их должно быть больше, они должны быть более осознанными и выделяться в отдельный класс, который ведет за собой индустрию. Но те, кто обладает даром певца, танцора или режиссера, должны все-таки фокусироваться на своем деле. Продюсеры же - помогать им транслировать аудитории глубокие смыслы.

- Какие новые профессии нужны сейчас креативным индустриям?

- Являясь главным экспертом по клипмейкингу Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters, я вижу, что нужно развивать те профессии, которые обеспечивают творцам технические возможности. Это люди, занимающиеся созданием спецэффектов, моушн-графики, звукорежиссеры, художники по свету. Недавно я снимала в Кремле. Пришла, увидела пустую сцену, а потом за пульт сел художник по свету - и пространство преобразилось. Это настоящая магия, без которой нет шоу. Если артист выходит на сцену, но нет звука, правильно подобранного освещения, то уже нет ни звезды, ни песен, ни концерта. Поэтому без технического персонала креативные индустрии как без рук.

- Новые технологии помогают креаторам или наоборот - расхолаживают?

- Сегодня новые технологии, создание метавселенных - это единственная возможность для российских творцов транслировать творчество на весь мир, потому что в блокчейне нет следящих, а искусство безгранично. Технологии внутренне собирают, делают фантазии универсальными, структурированными. VR воспринимается как реальность. Глупо говорить, что мы полностью в нее погрузимся - этого уже не произошло, но она имеет колоссальное воздействие на человеческий мозг, ощущения, чувства. Главное, о чем стоит заботиться, - это психологическая и, как следствие, физическая безопасность человека. Недопустимо, например, погружать его в такие экстремальные условия, в которых у него может случиться инфаркт. И это снова к вопросу об экологичности искусства и ответственности за него.

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.