"В нашем обществе в последние десятилетия доминировала материальная сторона жизни. У нас поселилась агрессивная, чуждая нам культура, привнесенная извне. Из людей пытались "изготовить" дисциплинированных потребителей, - убежден документалист. - Мне кажется, успех фильма обусловлен еще и тем, что ситуация в российском обществе, в стране, в мире кардинально меняется. Вдруг выяснилось, что дух выше материи, что если мы не изменим свое сознание, мы не сможем этот новый мир ни воспринять, ни толком построить, ни жить в нем".
Режиссер считает, что именно русская цивилизация спасет человечество. "У русской цивилизации другие цели, другой способ существования, другое понимание бытия. Нас не удастся оцифровать, вставить чипы и отправить в виртуальную реальность. Искренне надеюсь, что у нашей страны есть шанс пойти по нормальному, человеческому пути и отправиться не в какое-то цифровое, а в наше собственное будущее", - говорит режиссер.
По его мнению, все давно ждали время больших смыслов - и оно пришло: "Через кровь, страдания, непонимание того, что происходит, появились надежды, что сейчас начнется перелом. Ведь многие уже почти смирились, что все эти новые технологии, виртуальная реальность, сплошные роботы и жизнь в компьютерном мире, - это и есть наше будущее, будущее без души, без сердца, без больших целей, без высокого искусства. И даже начали учить и воспитывать детей по всяким чуждым нам "болонским" системам".
Но сам по себе прогресс не хорош и не плох, считает Сергей Дебижев. Вопрос в том, в какую сторону он меняет жизнь общества. "Перспектива того, что нас всех оцифруют, загонят в какой-нибудь "киберпанк", и мы постепенно превратимся в послушных биороботов, меня лично не устраивает", - отвечает он на вопрос корреспондента о специфике техногенного будущего.
Режиссер имеет свой собственный взгляд и на специальную военную операцию. По его словам, Россия долго испытывала негативное давление извне, которое нарастало лавинообразно. Страна просто не могла существовать в тех пределах, в которые ее зажали. "Мы можем обрести свою собственную жизнь, построить собственное будущее, соответствующее нашему представлению о жизни. Мировоззрение тихого уюта и комфорта свойственно лишь странам, давно сыгравшим свою геополитическую роль. Россия же не может себе этого позволить. Цепь наших ошибок тянется еще из 90-х. Кто-то вдруг решил, что псевдоцивилизованный мир нам подскажет, как жить, всему научит, и мы, наконец, станем "общечеловеками". Согласившись с этим, мы предали свой путь", - уверен режиссер.