За право разработать концепцию сувенирной продукции для коллекции декоративно-прикладного искусства и экспозиции "В поисках народного искусства" боролись сразу шесть команд. Лучшей, по мнению компетентного жюри, стал "Авангард" в составе Валерии Ерофеевой, Анастасии Кузиной, Аллы Кунях, Марии Смирницкой, Ляйсан Марданшиной.
О том, чем музею интересен формат креатона, о художественных традициях и привлечении новых технологий IPQuorum пообщался с руководителем экспозиционно-выставочного отдела Викторией Петуховой и начальником отдела реализации проектов Юлией Семёновой.
- При подготовке к креатону участников приглашали посетить выставку "В поисках народного искусства". Почему она так важна для музея и именно на ее основе решили выпустить новую коллекцию мерча?
Виктория Петухова: Изначально наш музей образовался в 1984 году как музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. В следующем году нам исполнится 40 лет. Соответственно, именно эти предметы легли в основу коллекции музея. У нас в фондах хранятся самые первые, мощные, красивые предметы как декоративно-прикладного, так и народного искусства. Но, хотя мы понимали, на каком кладе сидим, в последние годы выставочная стратегия ориентировалась скорее на показ "Царицыно" как архитектурного памятника, связанного с временами Екатерины Великой, наследием Василия Баженова и Матвея Казакова. Так было до 2019 года. В то время появилась идея показать иную часть нашей коллекции, ту, что когда-то была основной. Но встал вопрос: как это лучше сделать? Было непонятно, как сегодня рассказывать про народное искусство. Почему? Потому что, с одной стороны, государственная политика СССР очень подняла это направление, а с другой - она же убила к нему интерес. Из-за того, что народное и декоративно-прикладное искусство было частью госплана (условно говоря, ставились нормы по выпуску матрешек, подносов, платков), на рынке произошло затоваривание. А когда дешевая тиражная продукция хлынула на Арбат, то люди и вовсе начали воспринимать народное искусство как нечто китчевое, не имеющее отношения к настоящей культуре. Наша задача была переориентировать глаз посетителей, вернуть им представление о том, что на самом деле это классные вещи, в которых скрыта невероятная глубина и которые делают талантливые художники, настоящие мастера своего дела. Мы выбрали определенный хронологический период - XX век, советский период - и получили колоссальный отклик. Выставка вызвала огромный интерес. Оказалось, что это именно то, что люди хотят видеть. Кто-то ностальгирует, мол, у моей бабушки был похожий кувшин, а кто-то первый раз видит нечто подобное. Стало ясно, что люди хотят что-то унести с собой. Понятное дело, что своих матрешек мы им не отдадим. А потому решили запустить линейку мерча, который бы соединил историческую традицию с современным прочтением.
Юлия Семёнова: Плюс нужно было учитывать тот факт, что "Царицыно" - это учреждение с несколькими статусами. Тут и музей, и заповедник, где обитают уникальные представители флоры и фауны, и рекреационная зона для тех, кто живет возле парка, и объект культурного наследия.
- Какие у вас были представления об идеальной сувенирной продукции для этого проекта?
ВП: Понимаете, когда попадаешь в музей Виктории и Альберта в Лондоне (первый в Европе музей декоративно-прикладного искусства) и заходишь в их сувенирный магазин, то хочется купить буквально все, что там есть. Это не только стильно, красиво, функционально, но и каким-то образом связано с коллекцией. Например, там представлены вещи с принтами художника Уильяма Морриса. В XIX веке он организовал мастерские под названием Arts & Crafts ("Искусство и ремесла") и ввел в моду цветочные орнаменты в интерьере, в том числе для тканей и обоев. Когда смотришь на все те классные штуки, ясно видишь, что то, что люди привыкли считать "пыльной стариной", место которой исключительно за стеклом, может жить, быть актуальным, интересным и применимым в реальной жизни.
- Почему решили выставить эту задачу на конкурс "Дизайн-цех"?
ЮС: Мы - большая государственная организация и, по сути, имеем три пути взаимодействия с представителями креативных индустрий. Первый и самый очевидный: музей - заказчик, предприниматель - исполнитель. Здесь мы руководствуемся жесткими рамками двух федеральных законов - № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. В этом случае у нас есть закупочная процедура с четко прописанным техническим заданием, по которому работает художник. Какие существуют риски? Для того чтобы поставить задачу, нужно четко поставить техническое задание. А как сформулировать характеристики для получения уникального творческого результата, который требуется музею? Получается, что творческая составляющая в этом случае сильно снижается. Еще один важный момент связан с самой конкурсной процедурой, когда может победить исполнитель с наименьшим творческим опытом, но готовый предоставить более выгодные финансовые условия. В итоге, снизив цену, исполнитель не может обеспечить необходимый нам уровень. Второй вариант: музей выступает в качестве маркетплейса. Фактически мы выбираем из продукции, которая представлена на рынке и подходит нам концептуально, эстетически и содержательно. Позже мы договариваемся с художником, чтобы он предоставил нам продукцию под реализацию. Это хороший формат, который выгоден обеим сторонам. Молодые художники, представляя свой продукт на значимой музейной площадке, где есть искусствоведческая и культурологическая экспертиза, получают статусный рост и некий знак качества от сообщества. Музей же, взяв продукцию на реализацию, не рискует деньгами и не вкладывается в производство как заказчик. Но и тут есть свои минусы. Музей работает не с уникальным товаром, а значит, этот мерч не синхронизирован с выставочным проектом, не поддерживает бренд или делает это слабо. В этом случае мы не можем говорить ни об эксклюзивности, ни о кастомизации сувенирной продукции. Третий путь - это участие в различных креатонах, в рамках которых музей и предприниматель работают как партнеры с первого шага. Что здесь главное? Обе стороны заинтересованы в результате, а значит - будут помогать друг другу его достичь. К тому же они постоянно находятся в творческом контакте. В итоге художники получают экспертизу, а музейщики - эксклюзивный интересный продукт. Судя по тому, что мы увидели в этот раз на питчинге, результат креатона должен быть очень интересным. Больше того, несмотря на то что мы выбрали "Авангард", мы хотим продолжить сотрудничество и с другими участниками, так как почти у всех были интересные нам идеи.
- У выставки "В поисках народного искусства" довольна внушительная виртуальная экспозиция, созданная совместно с платформой Skillbox и технологической компанией Devar. Как строилась работа и что это дало? Насколько активно идет цифровизация музея и как сохранить баланс между современными технологиями и классическим подходом к музейному делу?
ЮС: За создание AR-экспонатов отвечал Александр Рашидов. Благодаря нашим партнерам - платформе Skillbox, студии инди-разработки GameBox и технологической компании Devar - 17 экспонатов стали частью виртуальной экспозиции, созданной с использованием технологии дополненной реальности. Они работали сначала с концептом, затем совместно с кураторами и методистами отобрали экспонаты, позже их оцифровали и отрисовали. Тут есть как работа с аудиторией, так и с технологическим сообществом. Нам важно пробудить в них интерес к музейному делу, показать пути сотрудничества, дать им возможность соприкоснуться с искусством, применяя свои навыки. Здесь будет уместно вспомнить предыдущий Сашин проект "Царицыно в Minecraft". Чем он был интересен? Благодаря open call, который объявили "Царицыно" и команда HSE Minecraft, обычные мальчишки и девчонки получили возможность создать точную копию музея-заповедника. Работали они на основе фотографий, планов, чертежей. Это было не просто развлечение, так как попутно они узнали об истории "Царицыно", познакомились с "нежной готикой" Баженова, посмотрели наши выставки. Так что мы используем технологии, чтобы расширить нашу просветительскую деятельность.
ВП: Для нас диджитал - это формат коммуникации, возможность привлечь и захватить новую аудиторию. С одной стороны, это развлечение, аттракцион, а с другой - способ дать информацию, которую невозможно в полном объеме разместить в залах. При этом мы не уходим с головой в диджитал, так как музей - это в первую очередь мир подлинности. Кстати, исследователи и социологи отмечают интересный эффект, что чем больше мы уходим в виртуальную реальность, тем больше нам хочется чего-то реального. Хочется опять шершавости, веса, тяжести, теплоты, гладкости и т. д. Декоративно-прикладное искусство тем прекрасно, что в нем есть плоть. И, как мне кажется, люди именно этого и ищут в народном искусстве. Конечно, оно требует перевода на современный язык, но это очень сильная и ресурсная вещь.
- А насколько плотно вы работаете с современными художниками?
ВП: Мы современными художниками очень интересуемся и активно с ними сотрудничаем. Например, 21 февраля в Казаковском зале Большого дворца открылась ежегодная выставка керамических пластов "Поверхности". На ней представлены десятки современных художников. Если говорить об экспозиции "В поисках народного искусства", то там есть работы модельера Егора Зайцева, художника Дмитрия Ламонова, мастера кубовой набойки Веры Голубевой и многих других.
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.