Террор в небе: 35 лет назад семейный джаз-бенд Овечкиных захватил пассажирский Ту-154

Эта история потрясла мир. 8 марта 1988 года семья Овечкиных - мать и 10 детей захватили самолет, чтобы сбежать из СССР.
Петр Малиновский/РИА Новости

Семейный джазовый ансамбль "Семь Симеонов" был организован в конце 1983 года и достаточно быстро получил широкую известность. Однажды семья полетела на гастроли в Японию. Уже вернувшись, семья возжелала заграничной жизни, славы и больших гонораров.

На момент захвата матери Нинель Овечкиной, которая работала продавщицей, был 51 год. Старшей Людмиле исполнилось 32 года, но она уже была замужем и жила отдельно. Возраст остальных детей: Ольге - 28 лет, Василию - 26 лет, Дмитрию - 24 года, Олегу - 21 год, Александру - 19 лет, Игорю - 17 лет, Татьяне - 14 лет, Михаилу - 13 лет, Ульяне - 10 лет и Сергею - 9 лет.

В СМИ писали, что идея угнать лайнер принадлежала старшим сыновьям, а мать полностью разделила их план. Братья купили два ружья (одноствольное и двуствольное), патроны и детали для изготовления самодельных бомб. Нашли способ пронести оружие на борт - в контрабасе. В одной из поездок они обратили внимание, что большой музыкальный инструмент, на котором играл Александр, едва проходил в металлодетектор, а поэтому сотрудники аэропорта ограничились поверхностным осмотром…

8 марта 1988 года семья Овечкиных вылетела из Иркутска рейсом SU-3739 авиакомпании "Аэрофлот" по маршруту Иркутск-Курган-Ленинград. Идея с проносом оружия удалась.

Экипаж - восемь человек, в том числе четыре бортпроводника. В Иркутске на борт сели 60 пассажиров, включая террористов, в Кургане еще шестнадцать. В 13:09 Ту-154 взял курс из Кургана на Ленинград.

Все началось, когда лайнер летел в районе Вологды. Двое старших братьев Овечкиных вскочили с мест и, угрожая обрезами, запретили остальным пассажирам покидать свои места. В записке, переданной экипажу через стюардессу, террористы требовали изменить курс и приземлиться в Лондоне или в другом городе на территории Великобритании. Иначе - взорвут самолет.

В соответствии с Воздушным кодексом СССР, в сложившихся обстоятельствах экипаж имел право самостоятельно принимать решения. Чтобы не подвергать риску пассажиров, пилоты были готовы лететь даже за рубеж. Однако все осложнялось рядом обстоятельств. Так, до ближайшего финского или шведского аэропорта не хватало авиатоплива. Кроме того, экипаж не имел опыта международных полетов, а английский язык знал только штурман.

В 15:30 бортинженер вышел в салон. С трудом, но ему удалось убедить террористов разрешить посадку для дозаправки самолета на территории Финляндии. В 16:05 Ту-154 приземлился на военном аэродроме Вещево недалеко от финской границы. Но Овечкины увидели в иллюминаторы советских солдат… В ярости они начали ломиться в кабину пилотов и убили стюардессу Тамару Жаркую. На переговоры террористы не шли в принципе, на предложение отпустить хотя бы женщин и детей следовал категорический отказ: "Никаких условий!".

В 19:10 начался штурм самолета.

В результате теракта погибли 3 пассажира, ранения получили 19 человек. Нинель Овечкина и четверо ее старших сыновей покончили с собой.

Еще самые громкие захваты самолетов

1970 год

Первый случай захвата пассажирского самолета в СССР в аэропорту Батуми. Отец и сын Бразинскасы захватили Ан-24, который должен был лететь в Сухуми. На борту находились 46 пассажиров. На пути террористов встала 19-летняя Надежда Курченко: она заградила собой дверь в кабину пилотов. Убив девушку, захватчики все же смогли туда проникнуть и ранить пилотов. Летчики совершили рейс в Трабзон в Турцию. Там преступников удалось арестовать. Надежда Курченко награждена посмертно.

1971 год

Угон самолета Boeing 727 в Портленде, США. Пассажир, некто Дэн Купер сообщил стюардессе, что у него бомба, потребовал 200 тысяч долларов и четыре гражданских парашюта. Силовики решили, что требования захватчика лучше выполнить. После этого захватчик отпустил пассажиров и двух стюардесс, а пилотам сказал лететь в Мехико. В какой-то момент полета террорист приказал экипажу снизиться до трех тысяч метров. А затем… выпрыгнул из самолета, через дверь в салоне.

Удивительно, но после случившегося таинственного захватчика не нашли. Его отпечатки пальцев невозможно было идентифицировать, а имя оказалось вымышленным. Специалисты до сих пор спорят, выжил ли Купер после прыжка из самолета.

1994 год

Захват A300 в Алжире. Группа вооруженных террористов захватила пассажирский лайнер компании Air France. На борту самолета, вылетавшего в Париж, находилось 220 пассажиров и 12 членов экипажа. Террористы требовали отпустить из алжирских тюрем двух своих соратников. А в подтверждение серьезности намерений, убили троих пассажиров. А300 дали разрешение на вылет, сообщив, что топлива до Парижа не хватает и нужна дозаправка в Марселе. Сразу после посадки для дозаправки начался штурм лайнера. Все четверо захватчиков были уничтожены.

2001 год

Теракты в США 11 сентября. Были захвачены 4 пассажирских самолета.

Авиакомпания American Airlines должна была выполнить свой ежедневный рейс 11 из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета террористы открыли на борту огонь. Ранили двух стюардесс и пассажира, убили обоих пилотов. Террористы направили лайнер в Северную башню Всемирного торгового центра. Погибли все 92 человека на борту воздушного судна.

Рейс 175 United Airlines также направлялся из Бостона в Лос-Анджелес. Он вылетел спустя 17 минут после рейса 11. Террористы действовали по той же схеме и направили лайнер в Южную башню Всемирного торгового центра. Все 65 человек, находившиеся в самолете, погибли.

Лайнер авиакомпании American Airlines, летевший рейсом 77 из Вашингтона в Лос-Анджелес, был направлен в здание Пентагона. Погибли 64 человека на борту самолета и 125 на земле.

Рейс 93 из Ньюарка в Сан-Франциско террористы, предположительно, хотели направить на Белый дом или Капитолий. Однако управление судном отбили пассажиры, уже знавшие о произошедших терактах. Самолет рухнул недалеко от Шанксвилла. Все погибли.

Помимо 19 террористов, в результате атак погибло 2977 человек, ещё 24 пропали без вести.