"Итальянцы никогда не ели так мало. Хуже, чем сейчас, быть не может!" - констатировал глава Национального союза потребителей (UNC) Массимилиано Дона, комментируя обнародованные данные Национального института статистики (ISTAT) об уровне потребления в стране. Это заявление звучит почти как приговор, потому что еде жители Италии придают первостепенное значение: о ней принято говорить до, во время и даже после приема пищи.
Объемы продаж продовольственных и непродовольственных товаров в натуральном выражении упали в стране до рекордной отметки из-за дороговизны продовольствия и высоких цен на коммунальные услуги. Нельзя также не учитывать новую волну засухи, с которой приходится иметь дело Италии. Некоторые продукты первой необходимости стали стоить в два раза дороже. Это, прежде всего, касается помидоров и кабачков, оливкового и подсолнечного масла, а также муки. Усугубляет ситуацию и то, как в минувшем, так и текущем году итальянцам приходится тратить на коммунальные платежи до 46 процентов месячного дохода, что на 11 процентов больше, чем в 2019 году.
По итогам января 2023 года в стране зафиксирован рост продаж продуктов питания в стоимостном выражении в сравнении с тем же месяцем прошлого года на 7,5 процента. При этом в натуральном выражении они сократились на 4,4 процента. Чтобы в этом убедиться, достаточно окинуть взглядом тележки покупателей местных супермаркетов. Там больше нет места деликатесным сырам и колбасам, а также изысканным рыбным закускам, и даже мясо - теперь редкий "гость" в доме у среднестатистического итальянца. Сегодня в его продуктовой корзине доминирует паста, томатная пассата, немного овощей, доступная рыба, а также продукты, которые продаются со скидкой. "Итальянцам приходится сидеть на принудительной диете", - с нескрываемым разочарованием резюмировал Массимилиано Дона.
Многие питейные заведения на Апеннинах сегодня пустуют. Некогда будничный поход в ресторан для многих в сегодняшних реалиях стал возможным лишь по особым случаям. Из-за резкого роста цен на энергоносители местные рестораторы взвинтили цены на ключевые блюда. Некоторые из них заранее оповестили свою клиентуру, очевидно надеясь на понимание. Другие же рестораторы пошли на уловку и, никого не предупреждая, втихаря сократили порции, потеряв тем самым доверие многих посетителей. В последнее время, как признаются сами итальянцы, даже невинная чашечка кофе становится все более "горькой" и неподъемной даже для работающей категории населения. Кофе до пандемии был неприкосновенным, почти "священным" напитком, цена на который не менялась годами и во всех барах страны была одинаковой. Сейчас же каждый владелец кафе сам устанавливает на него стоимость, которая зачастую переходит все рамки допустимого.