Театр "Урал Опера Балет" представил L.A.D. на музыку Леонида Десятникова

На "Золотой маске" показали L.A.D. театра "Урал Опера Балет". В нынешнем году это единственная постановка театра, обычно широко представленного в конкурсе. Но и одна она принесла ему восемь номинаций.
"Три тихие пьесы" наполнены чеховскими интонациями, сбивчивыми, но обаятельными.
"Три тихие пьесы" наполнены чеховскими интонациями, сбивчивыми, но обаятельными. / "Урал Опера Балет"

Четыре балета в одном

Премьера этой программы в свое время задержалась в связи со свирепствовавшим коронавирусом, но теперь ей сопутствует успех: L.A.D. можно часто увидеть в Екатеринбурге, он ведет успешную фестивальную жизнь и еще до "Золотой маски" побывал в Петербурге и Москве. Но на Новой сцене Большого театра был показан впервые - и вписался так, будто для нее и был задуман.

L.A.D., созданный по инициативе продюсерского агентства JokerLab и под музыкальным руководством Алексея Гориболя, родился как приношение к юбилею композитора Леонида Десятникова (его инициалы и зашифрованы в названии). Он соединяет четыре коротких одноактных постановки четырех хореографов. Все они ищут свое решение музыки Десятникова, и широко известной, и вполне раритетной.

В конкурсную программу в номинации "Лучший спектакль в балете" попал весь проект. Он открывается "Тремя тихими пьесами" петербуржца Максима Петрова, известного в первую очередь постановками в Мариинском театре. Его балет наполнен чеховскими интонациями, сбивчивыми и немного сумбурными, но обаятельными. Их искренность и чистоту подчеркивает заброшенный "мир детской", придуманный художником Марией Трегубовой.

Напротив, ясное и четкое мышление отличают "Безупречную ошибку" Максима Севагина. Но его двойной дуэт на нынешнем московском показе, как и балет Петрова, оказался немного размыт не самым точным исполнением.

Зато мрачноватый "Праздник уходящих" россиянина из Вены Андрея Кайдановского, работающего на перекрестке балета, танца и театра, со временем и новыми исполнителями стал смелее и театральнее. Абсурдистская история избавилась от чисто балетной деликатности.

Самая сложная составляющая программы - "Дар" Вячеслава Самодурова, худрука "Урал Балета", поставленный на музыку одноименной кантаты со стихами Державина. В нем занят не только балет, но и тенор, мужской хор "Урал Оперы", инструментальный ансамбль, плюс видеопроекция, становящаяся самостоятельным действующим лицом спектакля. Весомому державинскому классицизму противостоит танец - стремительный, летучий и, кажется, не ограниченный никакими канонами, свободный, как жизнь.

Здесь неразделимы почерк Самодурова и стиль труппы, выращенной худруком, но и вырастившей его. Мгновенный стоп-кадр идеального согласия.

Кто заменит Самодурова

Вячеслав Самодуров, лицо театра "Урал Опера Балет", объявил о предстоящем уходе с поста руководителя его балетной труппы. Это случится летом, после завершения театрального сезона. До тех пор хореограф поставит в Екатеринбурге "Сильфиду" датчанина Августа Бурнонвиля и вечер одноактных балетов, над которым работает с пермским коллегой Антоном Пимоновым и петербуржцем Максимом Петровым.

Самодуров превратил провинциальный коллектив в труппу, которая сама стала звездой фестивалей

Для Петрова эта постановка и станет "пристрелкой" к посту художественного руководителя, который он займет после ухода Самодурова. До этого он будет занимать должность балетмейстера.

Уход Самодурова пока что событие в отечественном балете гораздо более громкое, чем назначение 29-летнего преемника. Как показала программа "Золотой маски" этого года, и в конкурсе хореографов "Маски", и по большому счету в отечественном балете он сейчас конкурирует только сам с собой. Поэтому изменение траектории его движения видится практически неизбежным. Только за последний год Самодуров выпустил спектакли в Большом театре, Перми, петербургском Театре им. Якобсона. По словам хореографа, у него не только полностью расписан будущий сезон, но предложений достаточно и на последующий за ним.

Максиму Петрову неизбежно придется столкнуться с бесконечными сравнениями с предшественником, ведь он превратил провинциальный коллектив в труппу, которая сама стала звездой, - молодую, смелую, способную решать задачи любой сложности и желанную для самых именитых российских фестивалей. На ее "Dance-платформе" стартовало несколько заметных российских хореографов. Здесь впервые в России станцевали балеты Ханса ван Манена, Пола Лайтфута и Соль Леон.

Но 12 лет назад Самодуров тоже не имел опыта административной работы, в активе у него были лишь несколько концертных номеров и камерные "Минорные сонаты" в Михайловском театре. Петров же обладает "Золотой маской" за балет "Русские тупики-II" в Мариинском театре и постановками в Большом и Перми.

Будущий "Павильон Армиды", который он готовит в Екатеринбурге, не первая его встреча со своей будущей труппой - там уже идут "Три тихие пьесы" в программе L.A.D.

"Считаю себя частью "Урал Балета",- сказал на пресс-конференции Петров. - Я всегда ориентировался на Славу Самодурова как на старшего товарища".

Будущий худрук не собирается менять курс труппы. Но... остается с нетерпением ждать планов на следующий сезон. Возможно, он откроет не менее прекрасную главу в истории "Урала Оперы Балета", который в этом году отметил 110 лет.

Дословно

Вячеслав Самодуров:

- Я благодарен Андрею Геннадьевичу (Шишкину, директору театра "Урал Опера Балет"), что он в свое время решился пригласить молодого неопытного человека и доверил труппу. Мы делали ставку на неожиданность, открытие новых имен. Нам многое удалось, и самое сложное - мы смогли создать спектакли, которые востребованы горожанами, фестивальной публикой и критикой. Это были крутые 12 лет. Но мы развиваемся циклами, и я чувствую, что хочу попробовать себя в новом качестве.