По итогам 2022 года ассортимент продуктов сократился в среднем на 7%, рассказали в NielsenIQ. Сильнее всего снизился ассортимент в консервированных овощах (на 11,9%), соусах и маслах (на 10,2%), детском питании (на 10%). Но в целом игрокам рынка удалось заместить выбывшие бренды - в первую очередь благодаря инвестициям в новинки и товары локального производства, считают в компании. "Трансформация полки продолжится под давлением изменяющихся предпочтений покупателя и изменения конкурентного окружения среди производителей", - считает директор по работе с ретейлом NielsenIQ Константин Локтев.
Например, дальнейший пересмотр в сторону недорогих базовых продуктов возможен в молочной категории. На молоко или сметану сейчас приходится 70% денежных продаж. Но ее доля в ассортименте достигает только 40%.
Спрос продолжает смещаться на традиционные молочные продукты, подтверждает гендиректор "Союзмолока" Артем Белов. По его мнению, сокращение ассортимента в 2022 году происходило не только из-за этого, но и из-за трудностей с упаковкой и комплектующими, которые возникли на фоне санкций. Некоторые производители вынуждены были пересматривать ассортимент для более эффективной работы и уменьшения издержек.
Число товарных позиций в крупных сетях за последний год почти не изменилось, хотя структура немного скорректировалась в сторону товаров низкого и среднего ценового сегмента, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Ушедшие иностранные бренды оперативно замещались импортом из дружественных стран, товарами отечественных поставщиков или продуктами под собственной торговой маркой сетей. Эта тенденция продолжается и в 2023 году.
Кроме того, в последние годы активно развиваются жесткие дискаунтеры. Их бизнес-модель построена на самом ходовом и базовом ассортименте, но это не значит, что все ретейлеры сокращают число товаров на полках, указывает Караваев.