09.03.2023 10:00
    Поделиться

    Запрет видеосъемки на уроках поддерживают большинство учителей и половина родителей

    Среди учителей инициативу Госдумы о запрете видеосъемок на уроках поддерживают 80 процентов педагогов. Родители чуть менее "воодушевлены" - с предложением согласны 52 процента мам и пап. Таковы данные опроса сервиса Superjob, о которых пишет ТАСС.
    iStock

    - Среди учителей уровень поддержки инициативы заметно выше, чем среди родителей: 8 из 10 педагогов согласны с запретом, - сообщают эксперты. - Фото- и видеосъемка на уроках отвлекают и детей, и учителя: не всем педагогам комфортно работать под камерой. Только 8 процентов опрошенных против ограничений.

    А что же родители? Опрос показал, хотя 52 процента - за ограничения, 24 все же не считают запрет хорошей идеей.

    Почему? Аргументы более чем весомые: при необходимости именно видеозапись поможет привлечь к ответственности педагогов, нарушающих закон. Например, в случае оскорбления учеников или применения физической силы.

    А такие случаи, увы, есть. В новостях то тут, то там появляются шокирующие "молнии": учитель ударил школьника, педагог и ученик подрались на уроке. И новости эти, как правило, сопровождаются видеозаписями, снятыми именно на телефоны одноклассников пострадавшего. Но есть обратная сторона этой медали: нередко сами школьники буквально доводят учителя "до ручки", специально создавая критическую ситуацию.

    - В отношении учителей дети, порой, жестоки: один готовит телефон, второй запускает сценарий, третий в этом сценарии участвует. Это просто унизительно для учителя, что ребенок может достать телефон в какой-то неловкий момент и начинать снимать, - поясняла в интервью "Российской газете" председатель думского комитета по просвещению Ольга Казакова. - При этом предложи кто-то сейчас, например, в классах установить видеокамеры, родители возмутятся. Получается, детей снимать без разрешения нельзя, а учителей - можно?

    И вот "свежий" пример. В подмосковной школе проблема в третьем классе. Есть мальчик с практически девиантным поведением: оскорбление учителя и одноклассников, ругань, драки, срыв уроков, нападение после школы на детей. Это продолжается второй год. Беседы с родителями и с самим ребенком не дают результатов. "Документально" подтвердить ситуацию нечем: в начале учебного дня дети ставят телефоны в специальную коробку на столе преподавателя и до окончания уроков ими не пользуются. Отличная идея, кстати. Но.

    Выход? Вроде бы есть: родители класса, за исключением мамы хулигана и еще пары человек, высказались за установку в классе видеокамеры. Администрация школы готова. Но решение родителей должно быть единогласным - таковы правила, которые установили в начале года сами родители, чтобы не были ущемлены ничьи права. Замкнутый круг. Те, кто против, говорят о праве на личную жизнь детей и сложность работы "под камерами" для учителя. Что ж. Теперь в классе на уроках каждый день находится кто-то из администрации школы: следят за поведением проблемного парня. Но вот учителю так работать вряд ли легче.

    - Мы ищем сейчас возможный юридический вариант. Сегодня у нас на многие вещи нужно согласие родителей. А вот согласия учителя что-то никто не спрашивает. Я считаю, что на уроке вообще не должно быть никаких фото- и видеосъемок, если учитель не согласен с этим. Урок - это не ТикТок. Это учебный процесс. И давайте всегда помнить об этом. Только разрешенная съемка "по делу", например, заснять что-то, чтобы дома повторить, - отмечает тем не менее Ольга Казакова.

    В любом случае, проблема шире: здесь и безопасность детей, и уважение к профессии учителя, но и самодисциплина - причем не только детей, но и взрослых.

    Мнение

    Елена Савостина, мама ученика 7 класса:

    - Проблема существует: дети и правда очень погружены в культуру соцсетей и, скажем так, "создание примитивного контента". Но вводить запрет на видеосъемку учителей тоже неправильно. Эффект запретного плода. Учитель - важная публичная профессия. От него требуется высокий профессионализм, выдержка. Работа с детьми - это всегда ответственность. Уже введено ограничение на использование телефонов на уроках. Мне кажется, надо продолжать это внедрять, искать возможности это отслеживать, а не принимать законодательно новые и новые запреты.

    Поделиться