Вологодская вышивальщица рассказала, много ли времени надо, чтобы научиться вышивке

В прошлом году мастеру народных художественных промыслов из Вологды Дине Теленковой довелось поучаствовать в уникальном проекте по созданию грандиозного панно "Вышитая карта России". А как вообще обстоят дела с вышиванием на Вологодчине? Много ли сегодня желающих овладеть этим навыком? Об этом корреспондент портала "Город ВО" поинтересовался у вышивальщицы.

Дина Николаевна, как давно вы вышиванием занимаетесь?

Дина Теленкова: Эта история началась, когда мне восемь лет было. Как-то лежала в больнице, и медсестры, чтобы я не скучала, подарили канву с вышивкой. Потом дома иногда стала вышивать по книжкам. К народной вышивке пришла позже, лет в 18, когда стала заниматься в Школе традиционной народной культуры и узнала про студию "Вологодские росписи" при Вологодском краеведческом музее. Несколько лет проучилась в этой студии, освоила все техники, начиная от самых простых счетных, заканчивая сложными строчевыми. Сейчас в этой студии сама преподаю вышивку.

Народная вышивка сегодня рассвет или закат переживает? Как с этим народным художественным промыслом дела в регионе обстоят?

Дина Теленкова: Не знаю даже, как и ответить на этот вопрос… Как вышивка может переживать закат? Меняются техники, но страсть к рукоделию у женщин живёт в крови. Конечно, сейчас гаджеты отнимают практически все свободное время у женщин, но вышивка не сдаётся. Радует, что много женщин, как раньше любили, так и сегодня любят вышивать. Единственное, что мало, к сожалению, тех, кто занимаются традиционной народной вышивкой.

Сложно овладеть этим навыком?

Дина Теленкова: За один год с ученицами проходим одну технику: роспись, набор, тамбур. Потом переходим на более сложные виды "по запросам": орнаментальное шитье, "вологодское стекло" и другие. Точных копий узоров не делаем. Адаптируем старинные вышивки к нынешнему дню. Мои ученицы вышивают панно, украшают элементами традиционной вышивки сумочки, платья, пиджаки. Схемы снимаем со старинных образцов: сверху кладется калька и перерисовывается узор, либо сам считаешь по клеточкам и рисуешь схему. Практические занятия проходят один раз в неделю по три часа плюс изучение музейных фондов.

А много времени надо, чтобы из ученика превратиться в мастера?

Дина Теленкова: Это достаточно долгий путь, это почти как институт закончить. Я начала заниматься в 1999 году, а защитила мастера народных художественных промыслов в 2006-м. Надо ведь не только владеть техниками в совершенстве, но и традиции знать. Надо ездить в экспедиции, изучать музейные фонды, много читать. Ведь народная вышивка - особое явление художественной культуры, это своего рода система письма.

Наблюдается ли сегодня интерес у молодежи к занятию народными художественными промыслами?

Дина Теленкова: К сожалению, нет такого интереса. Обществом это не востребовано и денег не приносит. Приносит только радость и самореализацию как творца. Я не знаю, что надо сделать, чтобы интерес у молодежи появился, чтобы не угасал народный промысел, а развивался. Думаю, все начинается с детства. Надо детей воспитывать в любви к ручному труду.

С чем связана ваша мечта?

Дина Теленкова: Мечта - вышить много красивых вещей, научить многих женщин вышивке. И чтобы на все это времени всегда было достаточно.

Татьяна Почтеннова